Традиционная осенняя конференция «Бизнес Форум 1С:ERP» в течении уже нескольких лет стремится ответить на вопрос, в какой степени система делового ПО «1С» способна удовлетворить потребности корпоративных клиентов. И анализ истории этих мероприятий наглядно показывает, что ответы на этот вопрос с каждым годом смещаются в сторону неизменного повышения функциональности и масштабности проектов, что подтверждается конкретными примерами реальных внедрений. Целый ряд таких проектов был представлен заказчиками из разных отраслей экономики и на нынешнем форуме-2018, прошедшем в конце октября в Москве.

Современный этап использования ИТ в экономике страны, в отличие от ситуации десятилетней давности, характеризуется тем, что вопросы ИТ-автоматизации вышли за пределы отдельных предприятий на уровень комплексного управления крупными отраслевыми холдингами. Ключевой задачей становится создание единого информационно-управленческого пространства масштабных, распределенных, порой весьма разнородных бизнес-структур в условиях наличия унаследованных ИТ-систем. При этом требуется серьезная трансформация всего ИТ-хозяйства с обеспечением обязательного требования обеспечения непрерывности бизнеса.

Проект в холдинге «ЛокоТех»

«ЛокоТех» — крупнейший в России сервисный холдинг, обеспечивающий ремонт и модернизацию локомотивного парка (около 15 тыс. локомотивов) по контракту с РЖД, в его состав входят 10 ремонтных заводов и 90 депо (общее число сотрудников — более 60 тыс.). В 2014 г. руководством компании был поставлен вопрос повышения эффективности управления финансовыми и производственными процессами, что в существенной мере было связано с необходимостью перехода на новые контрактные условия работы с РЖД с использованием модели поддержки жизненного цикла локомотива. Наряду с улучшением точности планирования и качества управленческой отчетности нужно было снизить затраты на логистические операции и повысить уровень удовлетворенности сотрудников.

Как рассказал директор департамента разработки и внедрения информационных систем «ЛокоТех» Владимир Романов, анализ ситуации показал, что целый ряд ИТ-систем, используемых в управлении компанией, уже достиг пределов своих возможностей и превратился в сдерживающий фактор развития холдинга в целом. По итогам проведенного исследования предложений, в том числе от зарубежных ИТ-поставщиков, была выбрана система «1С:Предприятие», интегрированный набор программных решений которой покрывал все основные управленческие задачи «ЛокоТех». В 2016 г. было заключено соглашение с «1С» о стратегическом сотрудничестве, которое было подтверждено и расширено в 2018 г.

В 2014-м была сформулирована общая стратегия реализации единой системы управления холдингом, которая включала три группы задач — с точки зрения их важности и последовательности реализации:

  • основной контур — базовые процессы, которые формируют основу системы управления производственной компанией (бухгалтерский и налоговый учет, бюджетирование, контролинг, казначейство, зарплата и управление кадрами, основные вопросы планирования производства, материальный учет, общее управление закупками, управление НСИ, интеграция с ключевыми системами РЖД);
  • расширенный контур — процессы, также важные для управления, но автоматизация которых будет выполняться со смещением по времени (консолидация, полнофункциональное управление производством и закупками, казначейство);
  • дополнительный контур — процессы, автоматизация которых также возможна, но они может быть отложена на неопределенное время (плановые ремонты оборудования, контроль качества, управление договорами, инвестиционная деятельность, аналитика и управление продажами).

Техническая реализация этого плана базировалась на идее создания единого комплекса решений, которые могли бы достаточно просто тиражироваться по группе компаний. Были определены ключевые проекты на базе ПО «1С», запланированы разработка и внедрение автоматизированных информационных систем для решения следующих задач:

  • управление материально-техническими ресурсами и оборудованием (на базе 1С:УПП);
  • управление нормативно-справочной информацией (1С:MDM);
  • управление финансово-экономической информацией для всех заводов «ЛокоТех» (1С:ERP);
  • управление деповскими ремонтами «Сетевой график» (1С:УПП);
  • бюджетное управление и бюджетный контроль (1С:Предприятие);
  • оперативное управление производством (1С:ERP);
  • управление персоналом и расчета заработной платы (1С:ЗУП КОРП 3.1).

Этот план последовательно реализуется, подтверждая правильность сделанного четыре года назад выбора базовой платформы ИТ-автоматизации. В качестве демонстрации экономической эффективности выполняемых ИТ-проектов был приведен такой пример: переход на 1С:ЗУП оказался дешевле, чем годовое обслуживание аналогичного зарубежного ПО.

По мнению Владимира Романова, сегодня вопросы автоматизации внутренних бизнес-процессов холдинга или уже решены, или находятся в стадии практического решения. В стратегическом же плане новой ключевой задачей является создание на базе решений «1С» единой доверенной информационной среды, которая должна объединить ключевые проекты цифровой трансформации «ЛокоТех» («цифровой локомотив», «цифровое депо») с основными партнерами холдинга — РЖД (эксплуатация локомотивов, «цифровая железная дорога») и ТРАНСМАШХОЛДИНГОМ (производство локомотивов, «цифровое управление жизненным циклом локомотивов», «лаборатория инноваций»).

Проект в ОСК

Объединенная судостроительная корпорация — крупный отраслевой холдинг (47 предприятий, 80 тыс. сотрудников), на долю которого приходится 70% всего судостроения в нашей стране. Формирование этой сложной масштабной структуры было связано с необходимостью интеграции большого числа ранее автономных предприятий, и в решении этой задачи ключевая роль отводилась ИТ.

Как пояснил ИТ-директор ОСК Антон Думин, утвержденная два года назад ИТ-стратегия ОСК определила роль ИТ в жизнедеятельности корпорации как партнера бизнеса и основного драйвера технологических преобразований, а в качестве ключевых определила целевые задачи создания единого информационного пространства для поддержки исполнения стратегических задач компаний группы и перехода от форма-центричной к дата-центричной модели в ИТ и деловых процессах. При этом ИТ-стратегия вырабатывалась с учетом государственной политики импортозамещения, зафиксированной в постановлении правительства № 1236 от 16.11.2015.

Практическое исполнение ИТ-стратегии ОСК базируется на принципе разделения ответственности принятия и реализации решений по применению тех или иных ИТ-систем на уровнях корпорации в целом и ее отдельных предприятий. Сегодня большинство деловых задач в ОСК решается с помощью продуктов «1С:Предприятие», причем такой выбор отдельные компании холдинга сделали совершенно независимо друг от друга.

В качестве важной ИТ-системы общекорпоративного уровня Антон Думин привел пример автоматизации организационно-распорядительного документооборота на базе ПО «1С:Документооборот». В то же время он отметил, что серьезным сдерживающим фактором для более широкого использования продуктов «1С» в деятельности корпорации, существенная часть бизнеса которой приходится на военные заказы, является отсутствие сертифицированной защищенной программной платформы («1С» обещает ее появление до конца этого года).

Проект в «Аквалайфе»

Представляя свою компанию, финансовый директор «Аквалайф» Николай Переверзев, сразу отметил, что она является не только одним из крупнейших торгово-промышленных предприятий страны (производство газированных напитков и питьевой воды), но представляет собой пример ИТ-ориентированного бизнеса: «Именно эффективное использование ИТ обеспечивает нашу конкурентоспособность и возможность успешной деятельности».

Компания уже давно применяет в качестве основы своей ИТ-системы управления технологии «1С», но все же два года назад стало очевидным, что использовавшаяся к тому моменту времени 1С:УПП уже не удовлетворяла текущим потребностям бизнеса и планам по его дальнейшему развитию. По словам Николая Переверзева, самой очевидной проблемой были ограниченные возможности 1С:УПП по масштабированию, из-за чего приходилось использовать четыре информационные базы (в том числе, отдельные для управления производством и управления продажами), но потом обнаружился и другой серьезный недостаток такой конфигурации — нарушение транзакционной целостности в случае сбоя системы. Для устранения этих проблем в 2016 г. было принято решение о переходе на 1С:ERP.

Первая попытка реализации такого проекта в марте 2017 г. оказалась неудачной, быстро стало понятно, что требуется более серьезная подготовка. Второй старт состоялся в январе 2018 г. Проект ИТ-трансформации начался с самого сложного участка — управления продажами, связанного с огромным числом контрагентов и порождаемых документов. Этот этап работы уже закончен, сейчас ведется внедрение системы управления производством (полный переход на 1C:ERP 2.4 должен завершиться в январе 2019 г.). Как заверил докладчик, уже сейчас можно констатировать, что трудности по производительности и транзакционной целостности преодолены. Однако не обошлось без «ложки дегтя»: хотя большие отчеты стали формироваться быстрее, время получения маленьких отчетов почему-то несколько увеличилось.

«Самый важный аспект подобного масштабного ИТ-проекта — управление ожиданиями, — подчеркнул Николай Переверзев. — Не нужно обещать золотых гор и легкой реализации проекта. Руководство и все сотрудники должны понимать, что предстоит весьма сложная перестройка работы и компании, и конкретных людей, нужно быть готовым к возможным неприятными неожиданностям, к оперативному решению возникающих проблем». Он также обратил внимание на важность соблюдения баланса между использованием кадровых ресурсов внутреннего ИТ-подразделения и внешнего исполнителя: основная нагрузка должна быть возложена на аутсорсера.

Проект в УАЗе

Из доклада ИТ-директора Ульяновского автомобильного завода Евгения Ступина можно было сделать вывод, что для этого предприятия основным направлением использования ИТ является производство в рамках концепции «Цифровой УАЗ». «Мы исторически ориентируемся на использование технологий „1С“, на данный момент на базе этих продуктов у нас функционирует подавляющее число ИТ-систем, мы планируем полностью перейти на платформу „1С:Предприятие“ уже в недалеком будущем», — отметил он.

По результатам проведенного на предприятии аудита по направлению «Индустрия 4.0» были выявлены три основные целевые задачи, в решении которых ключевая роль отводится ИТ: кастомизация (формирование заказа, его выполнение и отгрузка потребителю), управление качеством (цифровое проектирование, управление изменениями и контроль производства) и повышение эффективности (снижение затрат и повышение производительности труда).

ИТ-стратегия реализуется путем выполнения комплекса проектов по модернизации существующих и внедрению новых ИТ-систем в следующей последовательности: анализ ситуации, запуск пилотных проектов, масштабирование решений, показавших свою эффективность, получение синергетического эффекта от суммы выполненных проектов. Докладчик привел примеры уже внедренных в УАЗе систем: управление жизненным циклом изделия (PLM), управление производственными процессами (MES), управление качеством продукции (QMS), управление подачей комплектующих (WMS).

Версия для печати (без изображений)