Активное внедрение технологий интеллектуальной автоматизации (intelligent automation, ИА) достигло масштабов, которые выведут роботизацию бизнес-процессов (robotics process automation, RPA) на передний план. Портал Information Age приводит мнение экспертов из Deloitte и UiPath, которые развеивают опасения людей по поводу сокращения рабочих мест в результате внедрения RPA.

Согласно исследования Deloitte, в 2019 г. число компаний, применяющих интеллектуальную автоматизацию, удвоилось. Нужно заметить, что термин «интеллектуальная автоматизация» является зонтичным для таких технологий, как искусственный интеллект, машинное обучение, компьютерное зрение, обработка естественного языка, роботизация бизнес-процессов, которые во многом пересекаются. К примеру, обработка естественного языка немыслима без ИИ. По данным опроса, руководители ожидают, что ИА на 30% увеличит производительность труда. Тем не менее, пока что не все бизнес-лидеры готовы к ее внедрению.

ИА и рабочие места

ИА подошла к точке развития, когда она уже не вызывает того страха, что раньше. «Одним из главных мифов автоматизации является то, что она становится причиной сокращения рабочих мест, но это не так. Большинство организаций действительно вознамерилось заняться автоматизацией, потому что они хотят сократить количество сотрудников, руководствуясь экономической целесообразностью. Но насколько мне известно, эта логика ошибочна и не приводит к сокращению персонала», — отметил главный евангелист RPA-компании UiPath Гай Кирквуд.

Почему так происходит? «Дело в том, что компании разворачивают продукты для автоматизации, затем понимают, что ценность их людей намного выше, чем они думали. В итоге в большинстве случаев они просто перераспределяют своих сотрудников, предоставляя им более сложную, а значит более ценную для компании работу. Это повышает их вовлеченность в цепочку создания бизнес-ценностей», — пояснил Кирквуд. В качестве примера удовлетворенностью RPA-решением он сослался на мнение CIO одной страховой компании: после того, как она установила программу автоматизации, вместо жалоб на нее посыпались комплименты.

Результаты опроса Deloitte перекликаются с мнением Кирквуда. По словам партнера Deloitte Дэвида Райта, «многие фирмы ожидают, что расширение автоматизации приведет к сокращению рабочих мест, но наше исследование показывает обратное. Во-первых, со временем появятся новые рабочие места для людей, которые будут работать с машинами в тандеме, а, во-вторых, вырастет потребность в стратегическом и творческом мышлении, которым обладают только люди. Автоматизация только усилит интеллект рабочей силы, а не приглушит его. Люди креативны, тактичны и изобретательны, тогда как роботы лучше подходят для рутинных или однообразных задач, которые людям не нравятся».

Эффективность RPA подтверждается данными опроса. 32% руководителей компаний, которые запустили пилотный проект или приступили к расширенному внедрению RPA, заявили, что их подчиненные поддерживают инициативу. В то же время 12% опрошенных сообщили, что RPA не нашла поддержки в их коллективе.

Данные из Англии

Ранее Deloitte провела исследование с целью изучить влияние автоматизации на рынок труда Великобритании, которое показало, что она не только не приведет к сокращению занятости, но и создаст новые рабочие места. Так, за 15 лет в Англии было создано 3,5 млн. рабочих мест с наименьшим риском автоматизации и сокращено 800 тыс. рабочих мест с самым высоким риском автоматизации. В отчете также говорится, что скорость проникновения ИА на рынок впечатляет: «Реализация программ автоматизации превосходит все ожидания. Организации, которые запустили пилотные проекты, ожидают, что средний период окупаемости составит 15 месяцев, в то время как организации, которые приступили к ее широкому внедрению, говорят, что RPA окупается гораздо быстрее — через девять месяцев».

Одним из факторов, сдерживающих широкомасштабное внедрение ИА, является отсутствие необходимых компетенций. Об этом сообщило 34% руководителей. Особенно оно ощущается в организациях, которые только начинают использовать эту технологию: 59% компаний, которые запустили пилотные программы, сообщили о нехватке кадровых ресурсов и навыков, необходимых для реализации их стратегии.

Ведущий специалист Deloitte в области автоматизации и RPA Джастин Уотсон пришел к следующему выводу: «Скорее всего, 2020 год ознаменует прорыв в области ИА, поскольку организации сочетают RPA с ИИ и другими технологиями для создания новых способов работы. Таким образом, автоматизация превращается в инновацию, которая требуется для сбора и обработки данных, прогнозирования, анализа и принятия контекстных решений. Те организации, которые комбинируют человеческую и машинную рабочую силы, а также обладают навыками и знаниями для внедрения ИА, смогут реализовать потенциал технологии наилучшим образом».

По словам вице-президента европейского представительства Channel Automation Anywhere Лео Керрана, отчет Deloitte четко отражает наблюдаемую реальность: «Многие крупные организации или уже внедрили, или приступают к внедрению RPA. И в настоящее время их число увеличивается, поскольку эта технология попала в фокус внимания советов директоров. Ключевое различие между программным обеспечением RPA и другими технологиями заключается в том, что это не ИТ-инструмент для бизнеса, а бизнес-инструмент, который поддерживается ИТ. Это означает, что его внедрением в большей степени занимаются бизнес-подразделения, что повысит продуктивность и ускорит цифровое преобразование компаний. Межфункциональная природа RPA предполагает, что фирмы могут обратиться за консультациями третьих сторон, что поможет им сориентироваться в процессе автоматизации»

По словам Кирквуда, продвижение организаций в направлении автоматизации означает повсеместное внедрение RPA и ИИ. «65% компаний Fortune 500 — наши клиенты. Если прибавить к ним клиентов наших конкурентов, то можно придти к выводу, что в следующем году за ИА примутся почти все крупные компании», — отметил он.

Версия для печати