Далеко не все предприятия ощутили выгоды автоматизации — многие продолжают работать в ручном режиме. Вице-президент по корпоративной стратегии Juniper Networks Майк Бушон объясняет на портале InformationWeek что такое автоматизация, для чего она нужна, какие процессы автоматизирует и как к ней правильно подступиться.

Кажется, что ИТ-индустрия занимается автоматизацией инфраструктуры с тех пор, как появилась сама инфраструктура. Но несмотря на миллионы человеко-часов, потраченные на погоню за автоматизированным будущим, большинство сегодняшних операций предприятий выполняются вручную. Несмотря на некоторые успехи, которых достигли преимущественно компании облачной эпохи, значительной части рынка так и не удалось встать на путь автоматизации. Что будет с компаниями, которые войдут в пост-цифровой мир с устаревшими процессами, лишенными гибкости, которая имеется у их конкурентов, догадаться не сложно — они исчезнут. Чтобы избежать подобной участи, ИТ-руководителям нужно поставить свои компании на рельсы автоматизации.

Зачем нужна автоматизация

Одной из причин неудачного внедрения автоматизации стало то, что компании делали это неправильно, руководствуясь целью сократить расходы или ускорить бизнес, но в то же время упуская из вида наиболее преобразующие моменты. Взять, к примеру, корпоративные сети и оборудование. Для многих компаний большая часть управления изменениями заключается в поддержке работоспособности сетей на определенном уровне качества (хорошего или просто терпимого), как можно дольше избегая каких-либо изменений. Компании делают этот выбор совершенно осознанно, понимая, что любые изменения в широкомасштабных, распределенных и очень сложных сетях могут привести к частичной утрате их работоспособности. И это еще очень оптимистичный сценарий.

Таким образом, боясь столкнуться с проблемами в сети, организации избегают изменений. Здесь возникает вопрос. Что, если бы у них была уверенность, что изменения не нанесут ущерба инфраструктуре сети, что она будет надежно работать что бы ни случилось? Если бы они были уверены в надежности своей инфраструктуры, организации могли бы вносить изменения гораздо быстрее, избавляясь от технического долга. Фактически скорость и стоимость являются побочными продуктами надежности. Приступая к автоматизации, предприятиям нужно понимать, что именно надежность — основа процветания.

Что автоматизировать

Одним из основных препятствий автоматизации является то, что люди часто не знают, что они автоматизируют. К примеру, некоторые компании не понимают разницу между автоматизацией сетей и таблиц. В фундаментальном смысле автоматизация в основном касается глаголов, а не существительных, поэтому команде необходимо знать те из них, которые управляют инфраструктурой. Незнание собственных рабочих процессов ведет к тому, что организация не может их систематизировать, и, следовательно, автоматизирует хаотично, что приводит к провалу проекта. Но их мало просто систематизировать — важно знать, какие из них будут наиболее эффективными.

В большинстве случаев поставщики технологий расхваливают мощь своего ПО для автоматизации, но единственными рабочими процессами, которые повсеместно применяются их пользовательской базой, является установка (обновлений, ОС, тиражирование виртуальных машин), кроме того, эти рабочие процессы не представляют значительной ценности. Наибольшее значение имеют процессы, которые выполняются часто или когда того требуют обстоятельства. В качестве примера можно привести процессы устранения неполадок — найти их нужно быстро, потому что в противном случае компании грозит простой.

Какие рабочие процессы автоматизировать

Другими важными рабочими процессами являются те, которые охватывают одного или несколько человек, системы или организации. Взять, к примеру, крупного ритейлера, который продает свою продукцию в онлайне. Чтобы установить новый сервер, он подключил группу техников, затем за активацию сервера взялась другая группа — инженеры по сетям. Типы рабочих процессов, которые имеют трансграничный характер, являются идеальными кандидатами для автоматизации, потому что их основой является координация деятельности, а не конфигурирование систем.

Ключ к успешной автоматизации трансграничных процессов — повышение статуса операций в отрыве от устройства. Чтобы выйти за границы, операции должны быть абстрагированы и не наследовать практику автоматизации «от устройства к устройству». Вместо этого предприятию нужно взять на вооружение подход «программно определяемое все» (software defined everything, SDx). Вводя абстрактные точки контроля, эта технология устраняет шероховатости, предоставляя больше возможностей для значимых автоматических действий.

Как приступать к автоматизации

Многих людей автоматизация пугает. Они предполагают, что их заменит какой-то хорошо написанный код. На самом деле, если команды хорошо ориентируются в бизнесе, их значимость растет. Важно, чтобы они сместили акцент с овладения техникой управления конкретными устройствами в сторону глубокого понимания рабочих процессов. Можно себе только представить, каких это усилий потребует от работника умственного труда, который всю свою жизнь работал с одной технологией. Ключ к успешной автоматизации — задействовать для решения проблемы людей, развеять их страхи, которые вызывают производственный паралич. Предприятиям нужно нести ответственность за людей, сделав их неотъемлемой частью будущего.

Чтобы вовлечь их в процесс автоматизации, с ними нужно найти общий язык. Руководителям нужно делать упор на том, что сотрудникам стоит развивать необходимые для автоматизации навыки. После того, как команда будет сформирована, можно приступать к автоматизации рабочих процессов, но не более одного за раз. Такая практика дает хороший результат даже без проекта автоматизации, и после нескольких лет усердной работы можно достичь поставленных целей.

Версия для печати (без изображений)