Редактор портала Information Age Майкл Бакстер написал книгу «Жизнь в эпоху прорыва» (Living in the Age of the Jerk), соавтором которой выступил Жюльен де Салаберри. Опираясь на изложенные в ней факты, он рассказывает на портале Information Age об основных вехах, которые изменили мир технологий.

С чего начинается технология? На самом деле ее корни уходят в далекое прошлое, но лучше всего начать рассказ о ключевых событиях в ее развитии с момента, когда Чарльз Бэббидж разработал дизайн первого компьютера. Можно было бы начать с изобретения парового двигателя, ранних инноваций промышленной революции XVIII века, таких как прядильная машина Аркрайта, углубиться во времена, когда появился печатный станок, письменность, или копнуть еще глубже, когда наши предки придумали колесо или научились разводить огонь. Тем не менее, больше всего люди интересуются не событиями удаленного прошлого, а теми, которые их ожидают в будущем. Исходя из этого, основное внимание уделим так называемой пятой промышленной революции, которая придет на смену четвертой и в некоторых аспектах уже начала пересекаться с ней.

iPhone и Android — это своего рода первые продукты Индустрии 5.0, которые хоть и не дополнили возможности человека, но для многих людей стали буквально придатком. В отдаленной перспективе пятая промышленная революция несет настолько радикальные перемены, что изменит человека как вид, появятся всегда подключенные ИИ-помощники, которые будут включаться при помощи мысли, расширятся возможности памяти и интеллект человека. Помимо этого технология расширит физические возможности, превратив нас в бионических мужчин и женщин. Наконец, ДНК. Пройдет не так много времени, когда ученые научатся модифицировать код человека, внося в него изменения на физическом уровне.

Свидетельством тому являются следующие ключевые события:

  • 1987 г. Шотландский автор Иан М. Бэнкс публикует книгу «Вспомни о Флебе». Это первая в серии научно-фантастическая серия книг, в которых обыгрывается идея «нейронного кружева» — вымышленной технологии, фактически человеко-машинного интерфейса, предназначенного для улучшения возможностей мозга с помощью сети искусственных нейронов;
  • 2003 г. Проект Human Genome успешно расшифровал геном человека. Стоимость работ составила 2,7 млрд. долл.;
  • 2005 г. Журнал Nature Neuroscience публикует работу нейробиолога Эдварда Бойдена, посвященную реакции белка определенных типов водорослей на свет. Эта работа стала поворотной в развитии оптогенетики, которая изучает различные способы включения и выключения целевых нейронов в головном мозге человека путем имплементации в мембрану каналов (опсинов);
  • 2007 г. Apple анонсирует iPhone. Позже в том же году Google представляет Android;
  • 2012 г. Дженнифер Дудна из Калифорнийского университета и Эммануэль Шарпантье из университета Умео (Швеция) публикуют научную работу, в которой описывается, как бактерии при помощи CRISPR/Cas 9 (clustered regularly interspaced short palindromic repeats, короткие палиндромные повторы, регулярно расположенные группами) защищаются от вирусов путем редактирования собственной ДНК;
  • в августе 2013 г. исследователям Вашингтонского университета удалось создать первый интерфейс, который соединил мозг двух людей (direct brain-to-brain interfaces, BBIs). Он позволяет в ходе незамысловатой видеоигры отправлять инструкции от одному человеку к другому «прямо из мозга», при этом они находятся на удалении друг от друга. «Мы подключили мозг к самому сложному компьютеру, который когда-либо изучали, — другому мозгу», — заявила доцент кафедры психологии Института обучения и мозга университета Вашингтона Шантель Прат;
  • в 2014 г. исследователи Вашингтонского университета, задействуя BBIs и компьютерно-опосредованный способ передачи, успешно отправили информацию в виде слов «hola» и «ciao» из локации в Индии в место, которое находится во Франции;
  • в 2017 г. Facebook обнародовала работу Реджины Дуган по созданию технологии, которая позволит людям «набирать текст при помощи мысли»;
  • в 2007 г. Элон Маск основал корпорацию Nurolink. Целью компании является разработка нейрокомпьютерных интерфейсов.

Все это звучит как научная фантастика, поэтому имеет смысл рассмотреть ключевые моменты в истории технологии, которые в данный момент представляют наиболее практический интерес.

Что показала практика

  • 1832 г. Чарльз Бэббидж изобретает первый компьютер;
  • 1904 г. Джон Амброуз Флеминг изобретает вакуумную трубку;
  • 1936-1938 гг. Конрад Цузе создает первый электромеханический бинарный программируемый компьютер;
  • 1936 г. Алан Тьюринг предлагает разработку, которая позднее стала известна как «машина Тьюринга»;
  • 1940 г. Появилась «криптологическая бомба» Алана Тьюринга (Turing Bombe), предназначенная для расшифровки кода «Энигмы»;
  • 1943 г. Президент IBM Томас Уотсон заявляет: «Я думаю, что существует мировой рынок для, предположительно, пяти компьютеров»;
  • 1947 г. Джон Бардин, Уолтер Браттейн и Уильям Шокли демонстрируют в Bell Laboratories первый работоспособный точечный транзистор;
  • 1949 г. Журнал Popular Mechanics заявляет: «Если сегодня калькуляторы типа ENIAC оснащены 18 000 вакуумных трубок и весят 30 т, то в будущем компьютеры будут оснащаться 1000 вакуумных трубок и весить всего 1,5 т»;
  • 1959 г. Ричард Фейнман читает лекцию под названием: «Там, внизу, полно места!». Хотя его роль в развитии технологии может быть преувеличена, некоторые исследователи считают, что концепция нанотехнологии была разработана именно тогда;
  • 1965 г. Гордон Мур, который позже стал соучредителем Intel, заявляет, что число транзисторов в компьютерном чипе удваивается примерно каждые два года. Так появился закон Мура;
  • 1966 г. Джордж Хокхэм и Чарльз Као Куэн подводят в своей работе «Диэлектрические волоконные поверхностные волноводы для оптических частот» основы оптоволоконной связи;
  • 1969 г. В сети ARPANET осуществляется передача сообщения с коммутацией пакетов между двумя компьютерами. В этом же году появляется Интернет;
  • 1976 г. На рынок выходит компьютер Apple 1;
  • 1980 г.: Джон Баннистер Гуденоф предлагает использовать оксид лития-кобальта в качестве катода в литиево-ионном аккумуляторе;
  • 1985 г. Акира Ёсино изготовил прототип литиево-ионного аккумулятора и запатентовал его. В этом же году начинается массовое производство литиево-ионных батарей;
  • 1981г. IBM изобретает персональный компьютер;
  • 1989 г. Сэр Тим Бернерс Ли из CERN предлагает HTML — стандарт, который превратил Интернет во Всемирную паутину (World Wide Web);
  • 1997 г. IBM Deep Blue побеждает Гарри Каспарова в шахматах;
  • 2001 г. Геном человека полностью расшифрован;
  • 2004 г. Профессоры Манчестерского университета Андре Гейм и Константин Новоселов выделяют графен;
  • 2005 г. Журнал Nature Neuroscience публикует работу нейробиолога Эдварда Бойдена (см. выше);
  • 2007 г. Apple выпускает iPhone;
  • 2011 г. IBM Watson побеждает двух чемпионов викторины Jeopardy;
  • 2012 г. Описывается схема CRISPR/Cas 9 (см. выше);
  • 2017 г. Программное обеспечение AlphaGo, выпущенное DeepMind (дочерняя компания Google) побеждает лучшего в мире игрока по китайской игре Го, что раньше считалось невозможным для компьютера.

Прогнозы на 2020-2030 гг.

Что дальше? Попробуем перенестись в будущее, пытаясь представить какими будут ключевые события в истории технологий в 2020-2030 гг.

  • 2022 г. ИИ начинают применять для борьбы с фейковыми новостями. Решение проблемы затянется на десять лет;
  • 2023 г. Выясняется, что современные беспилотные автомобили лишь немного безопаснее, чем автомобили, которыми управляют люди;
  • 2024 г. Появляются высокоточные устройства голосового перевода, которые подключаются к облачным инструментам на базе ИИ. Последние переводят в режиме реального времени любые языки. Встает вопрос: имеется ли смысл дополнительно изучать языки, если инструменты перевода настолько точны;
  • 2024 г. Появляются первые квантовые компьютеры. Они представляют собой альтернативу традиционным ПК, правда для решения определенных задач, и доступны через облако. В качестве замены закона Мура для них выступит закон Роуза. Его действие применимо к определенным типам квантовых компьютеров. Он гласит, что число кубитов в масштабируемой архитектуре квантовых вычислений удваивается каждые 6-12 месяцев;
  • 2025 г. Cтоимость энергии, добытой из возобновляемых источников, а также стоимость ее хранения и передачи снижалась в течение десятилетий, но в этом году она падает до рекордно низкого уровня. В связи с этим она становится экономически выгоднее по сравнению с энергией, добытой из ископаемых источников. Означает ли это, что человечеству удастся выиграть войну против изменения климата? Большинство ученых выражает сомнения. В это же время доказательства изменения климата становятся очевидными для всех, общество проявляет нетерпимость к компаниям и политикам, которые это отрицают или умышленно пытаются ввести людей в заблуждение;
  • 2027 г. Предположительно в этом году на дорогах общего пользования появляются первые грузовики, оснащенные автопилотами и ИИ;
  • 2030 г. Беспилотные автомобили становятся намного безопаснее обычных. Подавляющее число новых машин — именно такие. Страховые компании повышают стоимость страховки для автомобилей, которые водят люди. Правила передвижения традиционных автомобилей ужесточаются, чтобы защитить пассажиров беспилотных машин от людей-водителей.

Прогнозы на период после 2030 г.

Строить целевые прогнозы в отношении того, каким ИИ будет через десять лет, не говоря уже о более длинном промежутке времени, по меньшей мере смело. Следует также иметь в виду, что часть прогнозов взята из недавнего отчета «When Will AI Exceed Human Performance? Evidence from AI Experts», авторами которого являются ученые Института будущего человечества Оксфордского университета и факультета политических наук Йельского университета.

  • 2031 г. Наступает эпоха экономики совместного использования автомобилей. К тому времени появляется услуга под названием «транспорт как услуга» (transport as a service, TaaS). Ее развитие изменит психологию вождения. Люди перестают воспринимать автомобиль как предмет гордости, особенно это касается водителей-мужчин, которые часто рассматривают свою машину как атрибут мужественности для привлечения повышенного внимания. Как следствие, автомобили станут более функциональными, но перестанут выделяться на общем фоне. С учетом того, что в среднем 95% времени автомобиль находится на парковке, модель TaaS будет значить, что потребительский спрос смогут удовлетворить на 5-20% меньше машин. Это будет иметь разрушительные последствия для автомобильной промышленности;
  • 2031 г. В силу некоторых причин развивающиеся рынки начинают становиться новыми экономическими центрами. В первую очередь это связано с тем, что, в отличие от Запада, они лишены технологического наследия;
  • 2031 г. Продукты CRISPR/cas 9 становятся общедоступными. Ученые научатся модифицировать ДНК некоторых пищевых продуктов, а также ДНК переносчиков болезней, таких как комары. Со временем они доберутся до ДНК человека — вначале, чтобы защитить его от болезней, затем — чтобы расширить его возможности, к примеру, задержать старение организма. По этому поводу в обществе разгораются серьезные дебаты;
  • 2032 г. Битва с фейковыми новостями достигает новых высот: продукты дополненной реальности (AR) подсказывают людям, стоит ли доверять только что увиденной или прочитанной информации. Казалось бы, это можно расценивать как благо, но находятся слои населения, которые расценивают это как манипулирование сознанием или попытки насаждения чуждой им идеологии. Наибольшее возмущение AR-технологией будут выражать те СМИ, которые потеряют репутацию из-за приложений для распознавания фейковых новостей;
  • 2032-2040 гг. AR начинает менять способ общения на расстоянии. В ресторанах, конференц-залах, офисах и даже спальнях устанавливаются зеленые экраны, создавая иллюзию общения лицом к лицу. К примеру, человек может работать из дому или сидеть в локальном офисе, хоть это может выглядеть, как будто он находится на расстоянии тысяч километров. В конце концов, AR-гаджеты научатся передавать тактильные ощущения и приближать объекты;
  • 2034 г. Наступает эра квантового превосходства. Некоторые области науки, которые, к примеру, занимаются изучением молекул или структур белка, задействуют квантовые компьютеры, которые в тысячи раз мощнее традиционных. Тем не менее, первые обойдут последних не во всех случаях применения. В итоге появятся конвергентные системы, управлять которыми будет человек, переключаясь с квантового на обычный компьютер и наоборот в зависимости от того, какую задачу ему предстоит решить;
  • 2035 г. Развитие нейрокомпьютинга достигает того уровня, когда технология, наконец, применяется для усиления когнитивных способностей человека. Приблизительно в это же время появляются интерфейсы типа «мозг — компьютер». До конца этого десятилетия станет возможным управлять устройствами при помощи мысли;
  • 2035 г. Изменение климата становится настолько угрожающим, что становится понятно: человечество приближается к моменту, когда может наступить конец света. Чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу, оно должно сплотиться вокруг глобальных проектов по недопущению выбросов парниковых газов, что, возможно, поможет избежать катастрофического сценария развития событий. Фактически к этому привело развитие технологии, оно же должно предотвратить наступление краха;
  • 2035 г. Мясо, выращенное в лаборатории из стволовых клеток, становится конкурентоспособным по цене с обычным мясом;
  • 2040 г. Обычное мясо превращается в нишевый продукт, поскольку выращенное в лаборатории мясо обходится дешевле и оно лучше для окружающей среды;
  • 2044 г. Мощность квантовых компьютеров по сравнению с 2024 г. вырастает в миллионы раз. Возможно даже, что они станут мощнее в триллион раз;
  • 2045 г. Борьба с изменением климата становится глобальной. Прогресс в выращивании искусственного мяса приводит к тому, что высвобождаются миллионы акров земли, в настоящее время используемые для выпаса скота. На этой земле высадят миллиард деревьев, но пока они вырастут — пройдет немало времени и неизвестно, не станет ли к тому времени процесс климатических изменений необратимым;
  • 2049 г. ИИ пишет свой первый бестселлер;
  • 2054 г. Предположительно появляются роботы-хирурги;
  • 2065 г. ИИ превосходит человека по быстродействию и качеству выполнения различных задач.

К 2120 г. ИИ сможет выполнять любую работу, которую до этого делали люди. Пока что неизвестно к чему приведет быстрое развитие технологий, особенно это касается ИИ и машинного обучения — помогут ли они открыть человечеству новые глубины или ввергнут его в пучину неизвестности?