Первые магазины без продавцов появились ещё несколько десятков лет назад в странах Северной Европы — Норвегии, Швеции, Исландии. Открывались они в основном в небольших посёлках, в которых жители всю жизнь друг друга знают, а туристы обычно не добираются. Процесс продажи был основан на доверии: покупатель просто брал нужный ему товар и оставлял деньги. Владелец магазина в это время мог заниматься другой работой или домашними делами. В конце второго десятилетия XXI века магазины без продавцов вернулись, но на этот раз — в крупных городах и в виде технологического чуда. В слепом доверии больше нет необходимости: продвинутая система видеонаблюдения и аналитики сама проследит, что вы взяли с полки, после чего спишет нужную сумму со счёта.

Возможности современных систем видеоаналитики, оснащённых искусственным интеллектом, позволяют не только обеспечить безопасность продавца — в больших городах наивно надеяться на то, что все покупатели будут честными, — но и облегчает процесс для клиента. Ему не нужно стоять в очереди в кассу, выкладывать на ленту покупки, оплачивать их, а потом складывать их в сумку. Тем не менее, несмотря на все очевидные преимущества, подобные магазины пока что не слишком распространены.

Как работают современные магазины без продавцов

В магазинах будущего, как их иногда называют, кассиров заменила продвинутая система видеонаблюдения. Зайдя в такой магазин, покупатель идентифицирует себя — сканирует отпечаток пальца, либо же регистрируется при помощи мобильного приложения или карты. После этого сотни камер, установленных по всему помещению, отслеживают каждое его движение. Они точно знают, какой товар он берёт с полки, и записывают его в чек. Если же покупатель повертел товар в руках и поставил на место — в чеке покупка не окажется.

При выходе клиента из магазина программное обеспечение закрывает чек и списывает со счёта необходимую сумму. При этом никаких дополнительных действий производить не приходится — ни сканировать покупки, ни общаться с кассирами о причудах погоды за окном.

Из чего состоит технология

Для того чтобы запустить в работу такой магазин без продавцов, необходимо внедрить продвинутую видеоаналитическую систему. В первую очередь она включает большое количество камер наблюдения (к примеру, на площади зала около 40 кв. м их может быть до сотни). Интересно, что для идентификации покупателя не обязательно, чтобы камеры запоминали и при каждом движении распознавали его лицо. К примеру, в магазине Amazon Go камер настолько много, что они обеспечивают непрерывность наблюдения. После того, как магазин «узнал» покупателя на входе, тот постоянно находится в поле зрения системы, связывающей изображение с разных камер. Они, в свою очередь, постоянно с разных углов видят каждый квадратный сантиметр помещения.

Чтобы подобная «умная» видеоаналитика стала возможной, используются RGB-камеры, оснащенные детекторами движения, функциями измерения глубины и определения базового объекта. Обрабатывает всю поступающую информацию видеоаналитический модуль с кастомизированным программным обеспечением, работающий на основе самообучающегося искусственного интеллекта.

Где это уже работает

Самым известным примером современного магазина без продавцов стал упомянутый выше Amazon Go, открытый в Сиэттле (США) в 2017 году. Чтобы совершать в нём покупки, покупателю необходимо установить специальное приложение и привязать к нему платёжную карту. Ещё один ставший известным магазин без продавцов открыла в китайском Шанхае шведская компания Wheelys. Его принцип работы похож на Amazon Go: перед тем, как делать покупки, необходимо установить фирменное приложение.

Начали открываться подобные магазины и в России. Правда, в нашем случае покупателю хоть и не нужно взаимодействовать с кассиром, всё же придётся потрудиться: просканировать выбранный товар и оплатить его через терминал. Чтобы ни у кого не возникло соблазна пропустить этот шаг, за каждым клиентом следит мощная видеоаналитическая система.

А вот в Китае, жители которого столь падки на новые технологии, сегмент магазинов без продавцов в 2019 году пережил свой первый кризис. Большую часть точек, открытых в последние годы, уже закрыли. Впрочем, по мнению экспертов, проблема заключается не в самой технологии, а в неправильном позиционировании таких магазинов. Возможно, в будущем молодой сегмент ритейла получит в Китае новое дыхание.

Преимущества магазинов без продавцов

Плюсы магазинов без продавцов можно разделить на две группы. Первая — это преимущества для покупателей. Для них процесс совершения покупки значительно облегчается, особенно в том случае, когда времени совсем мало. Знакомая многим ситуация: нужно купить всего лишь бутылку воды или булочку, но для этого приходится выстоять очередь к кассе. С новой же технологией всё можно делать быстрее. Также покупатели могут больше не волноваться, не забыли ли они дома кошелёк: после идентификации клиента магазин сам спишет с его счёта нужную сумму денег.

Для ритейлеров (это вторая группа преимуществ) главную положительную роль играет экономия: магазины смогут сократить штат, оставив вместо продавцов и кассиров лишь консультантов, что приведёт к снижению затрат не только на персонал, но и на обслуживание кассовых аппаратов и платёжных терминалов, а также на инкассацию. С исчезновением очередей вырастет пропускная способность магазинов. К тому же есть мнение, что когда процесс оплаты не нагляден (рост суммы на табло кассового аппарата действительно может расстроить и заставить покупателя вернуть часть товара), люди склонны покупать больше.

Дополнительно, благодаря продвинутой аналитике, есть возможность собрать большой массив данных и использовать его в будущем для прогнозирования поведения покупателей, оптимизации пространства и улучшения выкладки товара на полках.

Наконец, ещё одно немаловажное преимущество: покупателям, особенно молодым, нравится, когда магазины используют продвинутые технологии. Так, по данным исследовательской фирмы Sonar, в использовании новейших технологий в ритейле заинтересованы 70% американских миллениалов и 62% британских подростков. То есть открытие «беспилотных» магазинов — отличный способ создать имидж передовой, технологически продвинутой компании. Это может положительно повлиять и на финансовую оценку компании: акции Amazon выросли на 2,5% после объявления об открытии таких магазинов.

Также, как утверждает 451 Research, 86% американцев откажутся от покупок, если очереди в кассу будут слишком длинными. Недополученная прибыль составит примерно 37,7 млрд. долл. в год.

Недостатки новой технологии

Главный недостаток магазинов без продавцов — убытки из-за нечистоплотности некоторых покупателей. Именно по этой причине часть таких магазинов была закрыта. Так, в китайском Ханчжоу магазин закрылся после того как выяснилось, что недостача за два месяца составила 3 тыс. юаней (более 25 тыс. руб.). Та же участь постигла и магазин в шведском городе Викен: здесь предполагалось, что покупатели будут брать всё, что им нужно, а потом ежемесячно оплачивать итоговый счёт. В результате часть товара была украдена, а некоторые клиенты не заплатили по счетам. Впрочем, эта проблема решаема: сотни камер способны точно определить, кто из покупателей повёл себя некрасиво.

Также нельзя не отметить и необходимость инвестировать значительные средства во внедрение системы видеоаналитики, хотя это и окупится позже.

Также есть мнение, что несмотря на любовь нового поколения к технологиям, многие по-прежнему им не доверяют: часть покупателей отказывается ходить в магазины без продавцов, так как не хочет быть объектом постоянной слежки и знать, что их данные сохраняются в базе. К этому вопросу правительства большинства стран относятся серьёзно: принимаемые в последние годы законы, включая знаменитый GDPR, личные данные защищают.

Есть ли у магазинов без продавцов будущее?

Несмотря на перечень недостатков и ряд неудачных экспериментов, будущее у магазинов без продавцов всё же есть. Как и в случае с любой новой технологией, здесь требуется время на то, чтобы разработчики довели её до ума, а люди привыкли к её возможностям. Использовать же преимущества продвинутой системы видеоаналитики можно уже сегодня, и это с успехом делают многие ритейлеры. Так, установка «умных» систем в торговых залах и на складах позволяет снизить количество случаев воровства, обеспечить сохранность имущества и безопасность сотрудников, контролировать кассовые операции, анализировать поведение покупателей и оперативно расследовать происшествия.

Александр Храмов, руководитель направления видеоаналитики для ритейла и складов компании TRASSIR