После пандемии 26% российских компаний собираются перейти на удаленный режим работы, 53% организаций смогли восстановить обороты после кризиса, а 24% — сократить затраты на офис, показало исследование резидента Фонда «Сколково», разработчика CRM-системы «Простой бизнес». Опрос позволил выяснить, как отечественные компании пережили пандемию. В исследовании приняли участие 412 представителей организаций малого и среднего бизнеса (руководители, сотрудники).

На вопрос «Планируете ли вы в будущем переход на удаленный режим работы?» 26% респондентов ответили утвердительно, 52% — отрицательно, 22% — частично. После весенней пандемии собираются перейти на дистанционный формат работы компании из сфер: оптовая и розничная торговля (22%), консалтинг и информационные услуги (15%), IT (10%), строительство и архитектура (9%), а также организации, оказывающие образовательные услуги (7%). При этом намерение перейти на «удаленку» высказали представители 69% IT-компаний, 60% интернет-магазинов, 41% консалтинговых организаций, 34% строительных и архитектурных организаций и 24% респондентов, представляющих торговлю.

Практически или совсем не планируют работать в удаленном формате организации, представляющие сферу безопасности, юридических услуг, недвижимости, страхования, а также гостиничный, ресторанный бизнес, салоны красоты.

На вопрос «Сократили ли вы затраты на офис по сравнению с прошлым годом?» 61% респондентов ответили отрицательно, 24% — положительно. Частично снизили расходы на офис 15% участников исследования.

Среди направлений бизнеса, представителям которых удалось сократить затраты на офис после отмены режима самоизоляции по сравнению с прошлым годом: оптовая и розничная торговля (16%), консалтинг и информационные услуги (15%), IT, строительство и архитектура (по 9%), ремонт и бытовые услуги (8%), образование и недвижимость (по 6%). По данным исследования, снизили затраты на офис 56% опрошенных IT-компаний, 50% респондентов сферы развлечений, 40% интернет-магазинов, 38% консалтинговых компаний.

Респондентам из сферы гостиничного бизнеса, ресторанной отрасли, салонов красоты, а также компаниям, занимающимся стройматериалами, страховыми, типографскими и юридическими услугами, затраты на офис сократить практически или совсем не удалось.

На вопрос «Удалось ли восстановить обороты компании после отмены режима самоизоляции?» 53% компаний ответили «Да», 28% — «Частично», 19% — «Нет».

Вернуться к прежним оборотам удалось 25% организаций оптовой и розничной торговли, 17% производственных предприятий, 10% компаний из сферы бытовых услуг, 8% строительных и архитектурных организаций, а также компаниям, занимающимся консалтингом, медицинскими услугами и недвижимостью. Среди аутсайдеров — организации отрасли туризма, спорта и отдыха: 62% респондентов данной сферы восстановить обороты не удалось. Кроме того, пострадали компании, оказывающие услуги в сфере безопасности, экспертно-оценочной деятельности, страхования, развлечений, а также типографии, фотостудии и организации, занимающиеся стройматериалами.

При этом 100% опрошенных интернет-магазинов удалось вернуться к прежним оборотам, тогда как в сфере производства эта цифра достигает 61%, строительства и архитектуры — 59%, недвижимости, рекламы и PR — 58%, IT — 56%. Также частично удалось восстановиться предприятиям сферы торговли (54%), гостиничному, ресторанному бизнесу и салонам красоты (43%), консалтинговым компаниям (41%). Респонденты, представляющие сферу развлечений, отметили, что половина из них смогла вернуться к прежним оборотам (еще 50% удалось это сделать частично).

Предыдущее исследование разработчика CRM-системы «Простой бизнес», проведенное среди представителей российского бизнеса в период режима самоизоляции, показало, что 57% опрошенных полностью или частично перешли на удаленный формат работы во время карантина, а 20% планировали сделать это в будущем. 40% компаний в период пандемии не стали работать удаленно, что обусловлено спецификой их деятельности. Согласно данным первого опроса, 70% компаний надеялись восстановиться после кризиса. Оптимистичные прогнозы высказывали предприятия из сферы торговли, производства, консалтинга, строительства и архитектуры, ремонта и бытовых услуг. При этом IT-сфера стала отраслью, которой даже в кризис удалось увеличить число клиентов. 62% респондентов ответили, что не планируют отказываться от офиса и снижать затраты на его аренду, тогда как 16% респондентов рассматривали возможность отказа от офиса.

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ