Какие факторы помогут обеспечить бесперебойную работу складов и дистрибьюторских центров в ситуации, когда им приходится обеспечивать баланс между безопасностью работников и скоростью работы.

В 2018 г. компания Zebra провела исследование перспектив организации исполнения заказов Future of Fulfillment Vision Study, в ходе которого опросила более 2700 сотрудников транспортных, логистических, розничных и производственных компаний. От них требовалось поделиться мнением по поводу омниканальной логистики, в том числе о планах ее внедрения, уровне реализации, накопленном опыте и своем отношении к этой теме.

На тот момент почти все респонденты (89%) были согласны с тем, что в условиях бума в сфере электронной торговли необходимо сократить время обработки заказов, однако более половины организаций (55%) до сих пор используют бумажный документооборот при осуществлении омниканальной логистики. Еще большее беспокойство вызвал тот факт, что точность данных об объемах складских запасов составляла в среднем лишь 66%.

Если уже тогда компаниям приходилось в прямом смысле слова бороться за удовлетворение спроса, то можно только вообразить, с каким масштабом проблем сталкиваются склады и дистрибьюторские центры сегодня.

В течение буквально нескольких дней пандемия COVID-19 радикально изменила модель работы розничных магазинов с физическим адресом и вынудила цепочки поставок практически полностью перейти на цифровые методы работы с данными, на что в обычных условиях потребовались бы месяцы или годы. Одновременно с этим традиционные интернет-магазины столкнулись с резким ростом спроса на все товары — от предметов домашнего обихода, таких как чистящие средства, до основных продуктов питания, которые обычно покупаются в местных продуктовых магазинах. Приток новых покупателей бил все рекорды.

Ситуация осложнилась еще и тем, что интернет-покупатели стали приобретать товары в большем объеме (например, сразу несколько коробок овсяной каши в упаковке вместо одной) и чаще — дважды в неделю вместо одного заказа раз в два месяца и т. п. Не помогло и то, что, несмотря на резкий приток посетителей и рост объема покупок, основные розничные сети уже старались поддерживать достаточный объем товаров на полках обычных магазинов.

Иными словами, пандемия создала проблемы, к которым большинство розничных компаний и их партнеров по цепочке поставок не были готовы, и стабилизировать ситуацию в ближайшее время будет трудно.

Экономика практически каждый день продолжает приспосабливаться к новой реальности. Специалистам по цепочкам поставок нужно научиться адаптировать свою деятельности так же быстро. Это непростая задача. В основе эффективности цепочки поставок лежит определенность и предсказуемость. Чем они выше, тем лучше.

Что уже сейчас могут изменить в своей работе операторы складов и дистрибьюторских центров, чтобы оправиться от недавних потрясений? Какие новые рабочие процессы или технологии необходимо внедрить, чтобы в условиях повышенного спроса по-прежнему быстро обрабатывать заказы и добиться равномерного распределения складских запасов одновременно с переходом на омниканальную логистику?

Стройте планы с учетом непредсказуемости событий (потому что мир может измениться снова в любой момент). В условиях сложившейся практики социального дистанцирования и ожиданий, что она сохранится на длительный период времени, вполне закономерно то, что клиенты предпочитают совершать покупки в Интернете и оформлять их доставку на дом. Эта тенденция распространяется даже на скоропортящиеся товары, и возобновление работы мелких розничных магазинов вряд ли сможет переломить ее. Поэтому можно ожидать, что объемы доставки из дистрибьюторских центров (ДЦ), магазинов и локальных микроскладов будут расти намного быстрее, чем предполагалось ранее. Наблюдающийся в последние месяцы всплеск спроса с высокой вероятностью приобретет устойчивый характер.

Поскольку предсказать будущее невозможно, склады и ДЦ должны работать достаточно гибко, чтобы действовать при любых обстоятельствах и справляться с любыми проблемами в режиме реального времени. К этому нужно подготовиться, даже если вы должны будете научиться решать проблемы за несколько минут, а не в рамках привычных многомесячных циклов планирования.

При наступлении первых признаков дестабилизирующего события, будь то сбои в производстве, стихийное бедствие или вирусная эпидемия, вам необходимо немедленно оценить текущую ситуацию и рассмотреть наихудший возможный сценарий, основываясь на имеющихся общедоступных и собственных оперативных данных:

  • влияние на рынок. Приведет ли дестабилизирующее событие к тому, что ритейлеры временно, а может, и на длительный срок ускорят свой переход к цифровизации рабочих процессов? Если да, то как при этом изменятся их операционные планы? Смогут ли ритейлеры продолжить реализацию планов по расширению своих каналов прямого сбыта? Не будет ли наблюдаться ускоренный переход на модель оперативной переадресации заказов на склад или в ДЦ?
  • стабильность складских запасов. Как дестабилизирующее событие может отразиться на вашем ассортименте продукции? Возникнет ли временный дефицит по некоторым артикулам из-за задержек в процессе производства или транспортировки? Или потребуется ли вам отдать приоритет в хранении и распределении отдельным категориям товаров (например, средств индивидуальной защиты и чистящих средств) и отказаться от приема других (например, одежды или игрушек), чтобы более эффективно удовлетворять потребительский спрос или неотложные потребности покупателей? Каковы ваши профили спроса?
  • стабильность каналов. По каким каналам продажи растут, а по каким замедляются? Являются ли эти изменения временными или долгосрочными?
  • доступность поставщиков. Какая ситуация складывается у поставщиков? Смогут ли они стабильно работать в условиях затяжного кризиса?
  • сроки поставок. Не может ли случиться так, что поставщики полностью прекратят свою работу? Если да, то есть ли у вас альтернативные источники поставки товаров высокого спроса? Если деятельность поставщиков ограничена, как это сказывается на производстве и доставке?

Я рекомендую вам почаще размышлять над упомянутыми здесь проблемами, например, раз в неделю или месяц. Предпочтения в области спроса и доставки могут измениться буквально за минуту, и цепочка поставок будет сохранять высокую волатильность до тех пор, пока рынок в целом остается нестабильным. В условиях непредсказуемого будущего дистрибьюторам будет очень важно чаще, чем обычно, оценивать товарооборот и пересматривать график движения товаров. Уже сегодня каждый товар — это новый товар.

Внедряйте новые технологические решения, которые позволят мгновенно выявить и проанализировать даже самые незначительные изменения спроса и предложения, а также отреагировать на них. Пандемия COVID-19 — не первое событие, вызвавшее внезапное изменение структуры спроса или предпочтений в каналах сбыта в потребительском или коммерческом секторах. Но она стала первым событием за долгое время, которое затронуло одновременно почти все регионы мира, и первым, которое потребовало кардинальных изменений систем операционной безопасности. Это означает, что в настоящий момент вашими главными задачами должны стать защита цепочек поставок и поддержание скорости выполнения заказов без ущерба для безопасности сотрудников. Именно здесь технологически инвестиции могут окупить себя в полной мере.

Если при анализе рабочих процессов вы не выходите за рамки собственного предприятия, вас легко застигнут врасплох перебои в работе поставщиков или задержки при транспортировке. Вы должны четко представлять себе, что происходит на протяжении всей цепочки поставок, анализировать влияние таких процессов (с помощью описанных выше шагов) и затем быстро реагировать на открывающиеся возможности либо с целью увеличения выручки, либо для снижения потерь. И самое главное, необходимо найти новые способы поддержания скорости выполнения заказов без ущерба для безопасности работников в условиях резкого изменения спроса.

К счастью, представители логистической отрасли привыкли делать выбор в пользу гибких технологий в силу динамики своих бизнес-моделей, а те, кто предпочитает более стабильные рабочие процессы, должны следовать их примеру:

  • инвестируйте в портативные технологии и гибкие автоматизированные решения, которые можно адаптировать к различным бизнес-моделям;
  • используйте мобильные технологии, предназначенные для вычислений, сканирования и печати, которые можно быстро масштабировать. Это помогает внедрять новые рабочие процессы и расширять штат;
  • внедряйте системы позиционирования в режиме реального времени (RTLS), позволяющие контролировать и отслеживать как палеты, так и отдельные товары с момента их поступления на склад и до момента отгрузки. Это позволяет существенно повысить точность информации о складских запасах в целом. К тому же система RTLS может помочь отслеживать передвижение людей, что чрезвычайно важно в наше время, когда требуется соблюдать политику социального дистанцирования. Вы можете выявить зоны скопления людей и изменить маршруты их передвижения, чтобы исключить близкое взаимодействие и упростить отслеживание контактов;
  • используйте роботов-помощников, которые позволят минимизировать перемещение сотрудников в процессе комплектации и упаковки заказов. Такие роботы не только сокращают путь, проделываемый работниками, и способствуют социальному дистанцированию, но также помогают переориентировать значительную долю персонала на выполнение более важных задач, которые могут быть выполнены только людьми. Это задачи, которые позволят вам без проблем справиться с внезапным наплывом заявок на изменения;
  • используйте доступные инструменты расширенной аналитики, в том числе те, которые позволяют контролировать работоспособность технологических устройств.

Я рекомендую вам в течение всего дня обеспечивать тщательную дезинфекцию не только общих принтеров этикеток, портативных и ручных компьютеров, но и всех технологических устройств в ваших помещениях. Защищенные устройства рассчитаны на регулярную очистку, а в руководстве пользователя приводятся подробные инструкции от производителя по выполнению подобных действий. Забота о здоровье и безопасности ваших сотрудников, а также оснащение их необходимыми устройствами помогут вам поддерживать производительность труда в нынешней непредсказуемой ситуации.

Джефф Шмитц, директор по маркетингу компании Zebra Technologies