Технологии автоматизации открывают новые карьерные возможности для ИТ-работников, которые работают на базовых должностях (техник службы поддержки, системный администратор, администратор БД и др.). Опрошенные порталом InformationWeek эксперты рассказывают, почему автоматизация так важна для привлечения сотрудников из числа миллениалов и зенниалов.

Сегодня организации, как правило, решают сложные проблемы, используя человеческий капитал — ИТ-работников. Но вскоре ИТ-работы будут в основном выполняться с помощью комбинации людей, ИИ и автоматизации. Эти изменения повлияют на традиционный карьерный путь многих ИТ-специалистов, которые раньше первые несколько лет своей карьеры выполняли черновую работу. Автоматизация ИТ подталкивает CIO к переосмыслению традиционного карьерного пути ИТ-специалистов, начиная с базовых ИТ-работ, некоторые из которых будут заменены автоматизацией.

Исторически сложилось так, что концепция базовой работы была связана с выполнением рутинных, повторяющихся задач, которые опытные сотрудники делегировали новым сотрудникам, чтобы те быстрее изучили компанию. «Представление о базовой работе у миллениалов и зенниалов совершенно разные, — говорит Виджай Куркал, генеральный директор компании Resolve Systems. — Одним из главных показателей для привлечения талантов является смысл, цель и влияние на общую картину». По его словам, рутинную работу трудно структурировать, чтобы эти поколения могли ее выполнять. Поэтому CIO теперь должны подходить к стратегии найма более продуманно.

«На компании ложится обязанность создания значимой работы, и здесь на помощь приходит автоматизация, — считает он. — По мере внедрения автоматизации в системы и процессы, рабочие места начального уровня сосредотачиваются не вокруг рутинной работы, а вокруг задач, которые необходимо автоматизировать — они становятся более сложными и интересными». Учитывая, что сейчас так много удаленных сотрудников, многие запросы в службу поддержки касаются сброса пароля или снижения производительности. Их диагностика и исправление — это очень ручные и повторяющиеся процессы, и чем чаще ИТ-работники выполняют их, тем быстрее они входят в фазу выгорания.

«Однако, если научиться разрабатывать и автоматизировать процесс для этих заявок, то именно здесь автоматизация может действительно повысить удовлетворенность каждого своей работой, — полагает Куркал. — Перестроить процесс, не понимая его сути, не может никто, и это приводит к тому, что работники осознают влияние и ценность своей должности». Он отмечает, что одним из главных недостатков автоматизации является то, что CIO не знают, с чего начать ее внедрение в свою кадровую политику. «Им нужно увидеть возможности и продумать, что автоматизировать, и как это повлияет на стратегию компании в отношении численности персонала, — говорит он. — Это тот тип диалога, который должен инициировать именно CIO».

Автоматизация — стимул для повышении квалификации

Антонио Васкес, CIO поставщика решений для интеллектуальной автоматизации процессов Bizagi, говорит, что демократизация возможностей автоматизации с помощью платформ типа Low-code является отличным примером того, как компании могут способствовать карьерному росту ИТ-работников. «Чтобы работать с такими платформами, ИТ-работник должен обладать достаточной технической подготовкой, — сказал он. — Повышение квалификации идет вместе с практической автоматизацией, начиная с более простых изолированных процессов и переходя к более сложным интегрированным процессам».

Использование платформ Low-code потребует от архитекторов и разработчиков новых возможностей, и в первую очередь это коснется ИТ-специалистов на начальных должностях. К этому нужно добавить технологии ИИ, которые уже присутствуют во многих областях ИТ. Васкес отмечает, что области с большим объемом данных, такие как управление журналами и событиями, уже давно внедряют возможности ИИ. «Это означает, что нам не нужно нанимать армию младших операторов для мониторинга этих больших объемов данных, а нужно внедрять возможности для понимания процесса и логики, стоящей за алгоритмами, чтобы оптимизировать процесс принятия решений, — говорит он. — Это потребует значительных изменений навыков».

Куркал также отмечает, что чем больше у предприятия ИТ-ресурсов для созидания (по сравнению с управлением), тем больше приложений оно может создать для бизнеса. «Многие существующие стратегии найма ИТ-специалистов ориентированы на управление. Выделите несколько человек для реагирования на массу запросов, и ИТ-работники базового уровня будут учиться тому, что те делают», — утверждает он.

Волна цифровизации, движимая пандемией, требует от компаний создавать все больше и больше приложений, что приводит к волне ошибок, сбоев, отказов, инцидентов. «Это оказывает большое давление на руководство, и вместо того, чтобы автоматизировать эти задачи, оно бросает на них людей, — говорит Куркал. — Но все хотят работать в созидательной части бизнеса, поэтому в мире уже существует огромная нехватка ИТ-талантов. И весь мир конкурирует с Google и Facebook. Как воодушевить сотрудников, работающих на должностях начального уровня?». CIO должен иметь план, кого нанимать, какую работу они будут выполнять и как сделать эту работу более значимой и конкурентоспособной по сравнению с другими предложениями.

Автоматизация как дополнение, а не замена

«Важно понимать, что ИИ и автоматизация не заменят ИТ-работников, — говорит венчурный консультант и инвестор Фрэнк Фанзилли. — Эти технологии просто позволят ИТ-работникам эффективно управлять все более сложными и быстро меняющимися системами». Поскольку автоматизация находится на пути к тому, чтобы стать совершенно новой дисциплиной в ИТ, радикально меняющей способ выполнения ИТ-работы, это дает отличную возможность для ИТ-работников, работающих на должностях начального уровня, использовать дефицит в навыках и стать следующим поколением ИТ-лидеров. По его словам, инженеры младшего звена должны разбираться в таких преобразующих технологиях автоматизации, как роботизация процессов и Digital Platform Conductor (DPC), а затем построить карьерный путь вокруг них, принося максимальную ценность для бизнеса.

«Вы уже видите, как это происходит благодаря быстрому внедрению таких платформ, как UIPath и ReadyWorks, и тому, как интерфейсы человек/автоматизация снижают затраты и повышают общее качество, — отмечает Фанзилли. — CIO следует ориентироваться на то, что их сотрудники будут использовать эти типы систем для получения гораздо большей ценности по сравнению с той, которую младшие сотрудники приносили всего несколько лет назад. Это связано с тем, что системы автоматизации становятся все более важными для завершения сложных ИТ-проектов. CIO должны принять новые технологии, такие как DPC, а затем стимулировать ИТ-работников, выполняющих базовую работу, стать первопроходцами в этих новых и очень перспективных областях».

Как отметил Васкес, такие технологии, как ИИ, являются находкой для ИТ-команд, поскольку им нужно прилагать значительные усилия для выполнения проектов, учитывая постоянно растущую сложность сред и необходимость снижения затрат и повышения качества выполнения работ. «ИИ поможет открыть больше дверей и вдохновит на более высокий уровень инноваций, — говорит Фанзилли. — CIO должны поощрять персонал, особенно талантливых младших сотрудников, к приобретению современного набора навыков, основанных на твердом понимании практического применения ИИ и автоматизации».

По словам Васкеса, CIO важно понимать, что карьерный рост на ИТ-должностях начального уровня должен быть согласован с программами автоматизации в масштабах всей компании, чтобы обеспечить создание сильных архитектуры, кодирования, оркестровки.

С точки зрения Куркала, CIO должны понимать, что они не смогут нанять достаточно людей, чтобы заменить поколение, которое уходит на пенсию. Это означает, что им нужно нанимать людей в команды автоматизации. «CIO должен отталкиваться от того, что окупится в долгосрочной перспективе, и это в первую очередь касается внедрения автоматизации, — утверждает он. — Задача состоит в том, чтобы это было действительно простым, когда навыками работы с ней может овладеть даже младший сотрудник и это займет не более двух недель обучения. Речь идет о том, чтобы изменить представление о работе на базовом уровне».