Ведущие эксперты Accenture объясняют на портале eWeek, какие этапы требуется пройти компаниям, чтобы реализовать интеллектуальную автоматизацию, которая значительно улучшает трансформацию бизнеса и его финансовые показатели.

Какова цель автоматизации? Спросите владельца фабрики 19 века, и ответом, скорее всего, будет «эффективность». Благодаря автоматизации можно было повысить производительность труда отдельных работников. Спросите титана промышленности 20 века, и ответ, скорее всего, будет «стоимость». Инвестиции в автоматизированное оборудование позволяли более жестко контролировать качество, увеличивать пропускную способность и оптимизировать цепочки поставок.

Однако спросите сегодняшнего бизнес-лидера, и вы, скорее всего, получите новый ответ. По мере того, как промышленная автоматизация уступает место интеллектуальной автоматизации, цель меняется с экономии затрат и эффективности процессов на ценность бизнеса и инновации.

Сегодня автоматизация — это повышение качества обслуживания клиентов, совершенствование бизнеса, улучшение сервиса, инновации и стратегические решения. Экономия средств всегда приветствуется, но в этом новом мире целью автоматизации в большей степени является цифровая трансформация и рост финансовых показателей бизнеса.

Что такое интеллектуальная автоматизация?

Мы уже пожинаем плоды интеллектуальной автоматизации в нашей повседневной жизни. Чатботы, с которыми мы общаемся онлайн, работают на основе интеллектуальной автоматизации, так же как и рекомендательные системы развлекательных и торговых сайтов. Компания Nike использовала интеллектуальную автоматизацию для разработки системы, которая позволяет клиентам создавать индивидуальные модели обуви с помощью дополненной реальности и покидать магазин в своих единственных в своем роде творениях.

Проще говоря, интеллектуальная автоматизация означает, что решение по автоматизации для принятия решений или рекомендаций опирается на когнитивные технологии, такие как — но не всегда — искусственный интеллект. В своей наиболее сложной форме интеллектуальные решения по автоматизации могут развивать возможности для упреждающего распознавания проблем, поскольку каждое следующее применение еще больше совершенствует алгоритм и повышает уровень интеллекта решения.

Существует множество способов, с помощью которых интеллектуальная автоматизация может изменить внутреннюю структуру предприятия. Применяя ее к тщательно продуманным бизнес-процессам, предприятия могут преобразовывать эти процессы и повышать их эффективность на порядки. Например, интеллектуальная автоматизация может повысить уровень обслуживания клиентов как за счет управления предсказуемыми процессами, так и за счет принятия более сложных решений для значительного ускорения систем и транзакций.

Новаторы интеллектуальной автоматизации

Для большинства компаний интеллектуальная автоматизация остается неосвоенной. Помимо технологического аспекта, она является организационной задачей. Получение максимальной отдачи от нее зависит от роста знаний, навыков и других базовых вещей. Большинство компаний имеют только зарождающиеся возможности в этом отношении, а некоторые еще даже не начали этот путь.

Однако небольшое число компаний все-таки сделало инвестиции на ранних этапах и уделило достаточно времени и внимания развитию своих возможностей. Экспериментальные попытки этих пионеров показывают другим возможности подхода, а также прокладывают тропу для них. Эта группа знает, что стратегии интеллектуальной автоматизации должны быть «в первую очередь для людей», разработаны для использования сильных сторон человека и подкреплены инвестициями в навыки, опыт, организацию и культуру.

Мы обрисовали модель лестницы с пятью ступенями, которые представляют собой продвижение от зарождающейся к зрелой и интеллектуальной автоматизации. Однако это не означает, что компании не могут перепрыгнуть на более высокие ступеньки, если они того пожелают, при условии наличия фундамента данных.

Эти пять уровней в значительной степени отличаются управленческим мышлением. Участие в проектах автоматизации часто открывает людям глаза на дополнительные возможности для создания значимого влияния на бизнес, что может ускорить изменения.

Пять ступеней лестницы интеллектуальной автоматизации

Инструменты. Зачастую инструменты и технологии автоматизации — это самая простая часть. Компании используют технологические решения для устранения конкретных болевых точек и решения задач, рассматривая, как они в настоящее время выполняются отдельными сотрудниками и как их можно было бы выполнить лучше. Несмотря на повышение эффективности, в результате автоматизация оказывается разрозненной, разделенной по бизнес-функциям и командам, которые работают независимо друг от друга. В результате ценность этих усилий ограничена. Однако использование инструментов — это то, где мы часто видим первые победы, демонстрирующие перспективность автоматизации.

Процесс. Компании на этом уровне зрелости автоматизации знают, что задачи существуют в рамках более крупных процессов, и они начинают с пересмотра всего процесса, часто устраняя ненужные или избыточные шаги. Для рационализации процессов часто используются такие методы, как набор принципов Lean. Методология совершенствования процессов Lean фокусируется на сокращении времени, затрачиваемого на деятельность, не приносящую ценности, и на предоставлении продуктов и услуг с первого раза.

Роботизация процессов (RPA). На третьей ступени лестницы зрелости компании начинают использовать RPA для автоматизации повторяющихся процессов, основанных на правилах. Они также создают инфраструктуру и процессы обучения, которые позволяют проектам RPA учиться друг у друга и совершенствоваться, а также развивать возможности на уровне, который может выйти за рамки отдельного проекта. RPA быстро приносит впечатляющие выгоды. Нередко можно наблюдать снижение затрат на 50-80%, а также более высокое качество, достигаемое за счет исключения человеческих ошибок, и сокращение времени выполнения задач на 80-90%.

Данные. Предприятия, находящиеся на следующем уровне зрелости автоматизации, уделяют большое внимание данным и управлению ими как важнейшим активом предприятия. Это закладывает основу для интеллектуальной автоматизации на базе ИИ. Автоматизация на основе данных, опирающаяся на предиктивную аналитику, может генерировать постоянный поток информации для внедрения интеллекта в технологии. Это позволяет принимать более быстрые и разумные решения, ускоряющие инновации. Но чтобы добиться этого, руководители должны пересмотреть свои цепочки поставок данных и процессы, чтобы обеспечить прозрачность, доверие и доступность. Если удастся получить высококачественные данные, обладающие всеми этими характеристиками, отдача от инвестиций в технологии и ИИ может быть максимальной.

Интеллект. На самом высоком уровне зрелости автоматизации компании признают, что они могут и должны внедрять интеллектуальную автоматизацию в масштабе, вовлекая различные отделы, команды и процессы. Уже осознав преимущества управления данными как корпоративным активом и автоматизации задач обработки информации, эти компании теперь добавляют ИИ в свою программу автоматизации, открывая возможности для переосмысления отдельных процессов, преобразования опыта клиентов и сотрудников и стимулирования роста доходов за счет расширения возможностей сотрудников.

Новая эра

Интеллектуальная автоматизация обещает открыть новую эру в бизнесе, в которой компании станут более эффективными и результативными, чем когда-либо прежде, и смогут удовлетворять потребности клиентов, сотрудников и общества новыми и мощными способами.

Любой бизнес получит огромную выгоду от подъема на пятую ступень операционной зрелости, а те, кто достигнут этого первым, получат значительное конкурентное преимущество.