По прогнозам Gartner, мировой рынок ПО для роботизации процессов (RPA) в этом году увеличится на 19,5%, сообщает портал Information Age.

«Организации используют RPA для ускорения инициатив по автоматизации бизнес-процессов и планов цифровой трансформации, соединяя свои кошмары прошлого с цифровыми мечтами для повышения операционной эффективности», — сказала Кэти Торнбом, почетный вице-президент-аналитик Gartner.

Несмотря на снижение темпов роста по сравнению с предыдущими годами (30,9% в 2021 г и 19,5% в 2022-м), мировой рынок ПО RPA, по прогнозам, продолжит демонстрировать двузначный рост в 2023 г., увеличившись на 17,5% до 3,35 млрд. долл.

Поставщики в этой области переходят от традиционных предложений, ориентированных на одну технологию, к более продвинутому набору инструментов, включающему такие возможности, как low-code, глубинный анализ процессов и интеграционная платформа как услуга (iPaaS).

«Поставщики RPA быстро развиваются, предоставляя более широкий набор все более крупных платформ автоматизации. Организации будут стремиться увеличить свои расходы на программные решения RPA, поскольку у них все еще много повторяющейся ручной работы, автоматизация которой может высвободить время сотрудников, чтобы они могли сосредоточиться на более стратегической работе», — отметила Варша Мехта, старший специалист Gartner по исследованию рынка.

Кроме того, Gartner прогнозирует, что в период до 2024 г. стремление к состоянию гиперавтоматизации заставит организации внедрить по меньшей мере 3 из 20 типов процессо-независимого ПО, которое позволяет его достичь.

Роль управления проектами

Хотя прогноз Gartner демонстрирует многообещающее будущее RPA в бизнесе, крайне важно, чтобы организации не торопились с внедрением этой технологии. В конце концов, конкурентные преимущества, которые обычно дает автоматизация, не сведут на нет возможные подводные камни, поэтому важно убедиться, что все данные и рабочие процессы правильно структурированы и полностью оптимизированы до внедрения.

«Слишком многие руководители отдают приоритет технологиям, а не стратегии, и просто не понимают, чем на самом деле является автоматизация и чем она должна управлять, — посетовала Эш Финнеган, директор по цифровой трансформации компании Conga. — Большинство стремится осуществить прорыв, выбирая технологию и быстро ее внедряя, не поставив перед собой четких целей. Они спешат внедрить новейшую программу ИИ или RPA, не имея реального представления о том, как это улучшит все их сервисы или эффективность бизнеса».

По ее словам, эти технологии не являются серебряной пулей — они хорошы лишь настолько, насколько хороши предоставленные данные. Если существуют плохие процессы, автоматизация только усугубит эту проблему. Поэтому первоочередной задачей должна быть интеграция систем и оптимизация процессов. Все данные на протяжении всего жизненного цикла доходов должны быть учтены, прежде чем руководители рассмотрят возможность применения новых технологий или, более того, примут какие-либо важные стратегические решения или изменения в своей организации.

«Внедрение ИИ или любой другой технологии автоматизации — это процесс, а не гонка: все системы, данные и процессы должны быть согласованы. Руководители должны более стратегически относиться к своим инвестициям и подходить к автоматизации с холодной головой, разворачивая программу пошагово, отдельно рассматривая каждый этап своей деятельности от фронт-офиса до бэк-офиса. Упорядочив свою операционную модель и унифицировав системы учета, компании получат гораздо более глубокое понимание потоков данных, что позволит использовать возможности ИИ, доведя свой бизнес до состояния настоящего интеллекта. Тогда автоматизация сможет принести реальную пользу», — пояснила Финнеган.