Автоматизация инвентаризации, обработка заказов, управление ценами может ускорить и упростить ряд задач, которые ранее выполнялись вручную, сократить затраты на персонал и уменьшить количество ошибок.

Зачем и кому это надо?

Автоматизация розничного магазина нужна для того, чтобы им эффективно управлять. Она помогает защищать магазин от внутренних краж, вести учет работы с поставщиками, управлять складскими запасами, выполнять требования регулятора, быстрее управлять изменениями, а также анализировать деятельность покупателей и наращивать прибыль за счет маркетинговых акций и более гибкого ценообразования.

Как и любую другую автоматизацию, автоматизацию магазина розничной торговли нужно начинать с определения того, что вы хотите от нее получить. Здесь важно здраво оценивать свои финансовые и организационные возможности. Многое зависит от того, чем вы торгуете и какими данными будете оперировать. К примеру, маленькой сувенирной лавке не требуется серьезное управление справочником товарных позиций. А вот крупный продуктовый магазин должен, среди прочего, задуматься над тем, как правильно организовать хранение на складе (например, с помощью системы штрихкодирования), как автоматизировать контроль выкладки товаров с учетом их сроков годности и как вести учет фактических остатков. Ресурсы, условия и данные — все эти вещи необходимо проработать еще «на входе», и в зависимости от этого подбирать оптимальное решение.

Риски и ошибки

Повальная ошибка при автоматизации магазина — отсутствие контроля за качеством собственных справочных данных. Классический пример: для продавца «бутылка воды 0,33» и «0,33 л бутылка воды» — один и тот же товар, а для системы — две разные номенклатурные позиции. В будущем «грязные» данные не позволят магазину разобраться в своих продажах и понять, какие товары пользуются наибольшим спросом.

Другая распространенная ошибка — переоценка собственных сил и бюджета. Компании нередко ведутся на уговоры поставщиков автоматизированных решений и берут кредит на внедрение масштабной многофункциональной системы, которая им просто не по карману и, возможно, даже не нужна. Лучше начинать с базовой функциональности (условно, подсоединить онлайн-кассу к Excel), а затем постепенно расширять автоматизацию по мере роста бизнеса и его потребностей.

Развивать бизнес без автоматизации на сегодняшний день практически невозможно. И лучше выбрать бесплатную программу, чем полностью отказаться от автоматизации ввиду отсутствия бюджета. Единственный риск бесплатных решений — возможность столкнуться с вредоносным ПО. Перед установкой бесплатную автоматизированную систему обязательно нужно проверить с помощью — так же бесплатных — антивирусных утилит.

Александр Казеннов, руководитель корпоративных практик ALP Group