Ольга Блинкова

По словам редактора Directions Magazine Джозефа Шварца, “появление MapPoint является событием огромного значения не потому, что этот продукт будет чем-то превосходить своих конкурентов, а потому, что способность Microsoft угадывать основное направление развития общеизвестна. ГИС станет приложением, которым должен будет овладеть каждый”.

MapPoint, вероятно, даст толчок развитию ГИС-индустрии и приведет к появлению новых утилит, наборов данных и оборудования, необходимых рынку ГИС, растущему по мере того, как все больше и больше людей понимают ценность географического представления данных. Выход Microsoft на рынок ГИС подтверждает давно высказываемую гипотезу о скором наступлении времени, когда просмотр и анализ данных с помощью ГИС станет столь же обыденным делом, как работа с базами данных и электронными таблицами. Тогда преимуществами доступа к пространственным данным сможет пользоваться каждый - от главы предприятия до младшего помощника администратора. А преимущества более чем значительны.

Почему отсутствие географической привязки во многих случаях ухудшает качество принимаемых решений? Потому, что 85% всех деловых данных содержит географический компонент. ГИС же дает возможность анализа и прогноза ситуации с учетом этого компонента, что позволяет получить более полную картину, принять верное решение. В этом и состоит назначение ГИС - предоставлять достоверную и обработанную информацию для решения управленческих и аналитических задач.

Общая схема бизнес-анализа с применением ГИС

Интересно, что полное название нового продукта - Microsoft MapPoint™ 2000 Business Mapping Software. Другими словами, Microsoft рассчитывает, что MapPoint станет инструментом для бизнес-планирования и анализа. Для других областей применения ГИС (а их десятки) новый продукт Microsoft, видимо, не предназначен.

Главным преимуществом геоинформационных систем является то, что они позволяют увидеть тенденции, которые не могут быть выделены из электронных таблиц или обыкновенной базы данных. Во многих случаях иного пути просто нет - существуют задачи, в принципе не разрешимые без помощи геоинформационной системы. Используя же ГИС, найти оптимальное решение не составит труда.

Как видно из схемы, требуется исходная информация двух видов - цифровая карта местности, в пределах которой проводится анализ, и уникальная деловая информация, имеющая географическую привязку. В качестве последней используются данные из БД, электронных таблиц, телефонных книг или из файлов в формате ASCII. К цифровой карте местности обычно не предъявляется высоких требований, она может быть весьма схематичной. Главное, чтобы на ее основе можно было сделать правильные выводы.

Географические карты для каждой страны поставляются Microsoft вместе с продуктом. Вопрос, где Microsoft возьмет необходимые российские данные, пока, увы, остается без ответа.

Совершенно очевидно, что MapPoint как инструмент бизнес-анализа будет обладать весьма ограниченным набором функций. Но наличие в продукте стандартной панели MS Office, функций ToolTips, Answer Wizard, Data Import Wizard и Data Mapping Wizard облегчит жизнь пользователям, привыкшим к продуктам Microsoft. Интеграция MapPoint с MS Office позволит использовать карты в документах, созданных с использованием других продуктов MS Office.

К достоинствам MapPoint можно отнести и чрезвычайно низкую цену продукта ($109). Следует отметить, что другие компании также работают над интеграцией ГИС и MS Office (прежде всего c MS Access).

По словам представителей компании, “Microsoft видит растущие потребности в использовании карт с целью повышения эффективности бизнеса. С MapPoint пользователям MS Office больше не надо будет изучать специализированные геоинформационные системы”. ГИС действительно становится массовым инструментом для бизнес-анализа. Выход MapPoint на рынок это подтверждает. Microsoft, как показывает опыт, ошибается редко.

Ольга Блинкова - научный редактор журнала “ГИС-Обозрение” (blinkova@seabed.kharkov.ua).

Версия для печати