Аналитические программы для торговых компаний

Окончание. Начало см. PC Week/RE, № 40/99, с. 27; № /99, с. 29.

Отчаявшись найти готовое решение для своих проблем, многие торговые компании пошли по пути создания управляющих комплексов собственными силами. Такой путь оправдан, поскольку позволяет решать текущие задачи в порядке их важности, платя каждый раз только за те компоненты, которые действительно нужны. Внимание торговых компаний к недорогим инструментальным пакетам заметно оживило рынок соответствующих аналитических программ.

Наибольший интерес у торговых компаний вызывают программы ситуационного моделирования, позволяющие динамически проигрывать разные сценарии. Лидерство здесь сохраняют хорошо известный пакет iThink фирмы HPC и стремительно набирающий популярность Powersim (компании Powersim). Их возможностей достаточно, чтобы моделировать деятельность компании любого размера - от небольшого магазина до крупного холдинга с обширной сетью филиалов. А предельно низкая цена выгодно отличает их от спешно осваиваемых некоторыми разработчиками систем типа ARIS Toolset и Promatis Income.

На рынке средств прогнозирования лидером остается “Трилогия”, полностью русифицированная версия пакета The AI Trilogy фирмы Ward Systems Group. Обработку неточных и нечетких данных обычно проводят с помощью пакетов FuziCalc и CubiCalc. Для оценки рисков применяется программа @RISK и ее русский собрат - пакет “Альфа-Риск”. На рынке программ оптимизации, окончательно вытеснив пакет Evolver, первенствует пакет GeneHunter.

Что называется, “попали в тему” новые решения фирмы Silicon Graphics. NT-версия пакета MineSet, предназначенного для интеллектуальной обработки больших объемов данных, в сочетании с хитом сезона - графической рабочей станцией Visual PC, позволяет создавать комплексы невиданной прежде мощности для анализа рынка и управления торговой деятельностью крупных компаний. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

“Триумф-Аналитика” - информация + интуиция

Есть, однако, на рынке России программные продукты, специально разработанные для оперативного и стратегического управления отечественной торговой компанией - “Триумф-Аналитика” и “Парус-Аналитика” корпорации “Парус”. Трудно и непривычно писать о программах, в создании которых участвовал сам (и не сбиваться при этом на рекламу). Тем не менее программы эти существуют и хорошо приняты рынком. Поэтому, предваряя громкие презентации и анонсы, которые пройдут осенью, скажу несколько слов о новых продуктах.

“Триумф-Аналитика” - это программный комплекс для управления крупной торговой компанией и холдингом. Он позволяет анализировать динамику выручки, прибыли и рентабельности как фирмы в целом, так и отдельных подразделений, управлять складом, ассортиментом и закупками, оптимизировать использование оборотных средств и решать многие другие задачи.

Программа написана на Delphi 5.0. Хранилище данных построено с использованием СУБД Microsoft SQL 7.0 и технологии HOLAP (Hybrid OLAP, сочетание многомерного куба и реляционных таблиц для ускоренного выполнения ключевых запросов). Архитектура программы - трехзвенный клиент-сервер со сверхтонким клиентом и расширенным сервером приложений. В основе аналитической системы лежат технологии ситуационных центров, позволяющие оперативно обрабатывать данные больших объемов и выполнять анализ, моделирование и прогнозирование различных задач. Возможности программы по визуализации данных выходят далеко за рамки традиционного Excel-подобного интерфейса.

Комплекс “Триумф-Аналитика” был разработан для совместного использования с программами корпорации “Парус” - “Триумф”, “Парус-Магазин”, “Парус-Реализация”, однако встроенный конвертор позволяет автоматически загружать данные из других учетных систем - “1С:Торговля”, FIT и др. (чем не преминули воспользоваться первые заказчики). Официальный выход SQL-версии комплекса “Триумф-Аналитика” назначен на начало ноября, однако уже сделано несколько поставок (например, “Триумф-Аналитика” помогает управлять торговым холдингом с филиалами в трех городах). Диапазон цен на различные конфигурации системы - от $750 до $4000, соблюдение некоторых условий позволяет экономить до 50% контрактной цены. Предназначение программы для будущих заказчиков четче других определил Эдуард К., топ-менеджер одной из самых успешных фирм на алкогольном рынке столицы: “Я ставлю "Аналитику" потому, что хочу быть лидером в своем секторе рынка”.

“Парус-Аналитика” - почувствуй себя хозяином!

И еще один продукт выпускает корпорация “Парус” этой осенью. Это программа “Парус-Аналитика”, первая попытка создания полноценной аналитической программы для малых и средних фирм.

Легкая и дешевая (менее $195 в базовом варианте) программа “Парус-Аналитика” умеет оценивать складские запасы, выручку и прибыль, выбирать наиболее и наименее доходные позиции, прогнозировать спрос по каждому из товаров и даже подбирать наиболее выгодные варианты закупок. При этом программу можно использовать даже там, где пока еще нет никакой автоматизации учета.

Как же работает программа “Парус-Аналитика”? В ней предусмотрено три блока:

1. Учетный - данные об операциях покупки и продажи вводятся в “Парус-Аналитика” непосредственно с экрана (есть возможность также сделать импорт из таблицы Excel) либо из программ “Парус-Магазин”, “Парус-Реализация”. Там же, где нет возможности фиксировать продажи (ларьки, палатки, выносные прилавки, торговые агенты), программа позволяет легко восстанавливать историю продаж путем операции “Снятие остатков” (это, кстати, единственный реальный способ управления небольшой сбытовой сетью).

2. Аналитический - программа “Парус-Аналитика” строит простые и наглядные графики, отображающие:

- динамику движения по каждому товару на складе;

- динамику выручки;

- динамику прибыли;

- самые прибыльные и убыточные позиции в ассортименте;

- динамику курса доллара и инфляции.

Каждый график можно построить для одного товара, товарной группы, отдела (магазина, ларька, прилавка), производителя, поставщика, покупателя, в произвольном диапазоне дат. Даже беглого взгляда на эти графики часто бывает достаточно, чтобы увидеть резервы повышения доходности торговли или снижения издержек.

3. Прогнозный - вы можете задать в программе определенную сумму средств на закупку товаров (указанных вами или на ее усмотрение). Программа проанализирует текущий спрос на каждый товар, выберет наиболее привлекательные позиции и сформирует закупку так, чтобы в ближайшие две недели вы смогли получить максимальную прибыль.

В расширенной версии программы “Парус-Аналитика” добавлены модули для решения следующих задач:

1) анализ деятельности партнеров по сбыту и торговых агентов. Если в рознице неважно, кто покупатель, главное правильно и ритмично закупать товар, то в оптовой торговле значительные резервы доходности определяются точной стратегией работы с партнерами по сбыту. Кто и какие товары лучше всего продает? Как распределяются продажи по рынкам и группам? Какова динамика выручки, прибыли и рентабельности у каждого партнера за последний квартал?

2) анализ и прогнозирование финансовых потоков. Чтобы правильно планировать закупки, необходимо знать, сколько у вас в кармане денег и сколько их будет через день, неделю, месяц - когда придет срок делать следующий заказ.

К автору можно обратиться по адресу: toravip@dialup.ptt.ru.

Версия для печати