Вторая российская конференция “Электронная коммерция-99”

ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

Несмотря на относительную неразвитость Интернета в России и экзотичность совершения покупок через него для менталитета “простого россиянина”, сфера электронной коммерции вызывает неослабевающий интерес. Об этом свидетельствует все большее число проводимых в стране мероприятий, посвященных рассмотрению различных аспектов электронной коммерции. Одним из них стала Вторая российская конференция “Электронная коммерция-99”, организованная питерской фирмой ADMIN Ltd. и журналом “Мир Internet” и прошедшая 11 - 12 ноября в С.-Петербурге. В ее работе участвовало более 200 человек, а темы, выбранные организаторами для обсуждения, звучали так: “Электронная коммерция: бизнес-модели”, “Электронные магазины”, “Программные продукты для электронной коммерции”, “Логистика и инфраструктура электронной коммерции”, “Системы Интернет-платежей”, “Безопасность электронного бизнеса”, “Правовое регулирование электронной коммерции”.

Современное состояние электронной торговли в России

По разным оценкам, сегодня в России регулярно пользуются Интернетом более миллиона человек (см. дискуссию на эту тему в PC Week/RE, № 43/99, с. 29). Все эти люди - потенциальные клиенты Интернет-магазинов.

Пока таких торговых заведений в России еще очень мало. Например, в каталоге сайта www.magazin.ru фирмы “Аркадия” зарегистрировано 370 магазинов. Для сравнения: в 1997 г. их было только 30. Однако более половины из этих торговых точек магазинами, в полном смысле этого слова, не назовешь - это всего лишь Интернет-витрины, каталоги товаров, прайс-листы. При этом часть из них обслуживает покупателей только на территории своего региона, а другая - вообще не работает, а просто “столбит торговое место”. 41% от указанного числа Интернет-магазинов находится в Москве и 9% - в Питере.

Ассортимент товаров в этих торговых точках в последнее время расширился, и наряду с книгами, музыкальными компакт-дисками, ПО, компьютерами и аксессуарами для них, занимающими лидирующее место по объему продаж, предлагаются бытовые приборы, фармацевтическая продукция, автозапчасти, подписка на периодические издания, подарочная и сувенирная продукция и т. д.

Однако, по данным журнала “Мир Internet”, типичный торговый сайт посещает не более 50 - 100 человек в день, а число заказов не превышает 50 в месяц. Если не брать в расчет 5 - 7 крупнейших магазинов, средний годовой оборот подобных торговых точек составляет всего лишь около 10 тыс. долл. в год, так что говорить о прибыли не приходится.

Столь бедственное положение объясняется общей неразвитостью в России Интернета, системы доставки товаров, отсутствием навыков использования для расчетов пластиковых карточек и просто бедностью населения. Так, несмотря на то, что к настоящему времени в России выпущено уже несколько миллионов пластиковых карточек, основная их масса приходится на зарплатные проекты, и держатели таких карточек в большинстве случаев используют их для обналичивания средств. Да и транзакции по карточкам рентабельны для обслуживающих их банков только в том случае, если сумма платежа не меньше нескольких десятков долларов.

Кроме того, значительная часть держателей пластиковых карточек боится, что номера карточек попадут не по назначению (по данным исследования, проведенного IBM в конце прошлого - начале нынешнего года и в США, и в России, около 20% опрошенных ответили, что никогда не доверят свои деньги Интернету даже при предоставлении 100%-ной гарантии безопасности).

“Торговля микроплатежей”

Видимо, именно нерешенностью указанных проблем можно объяснить тот факт, что, несмотря на то, что название конференции претендовало на всеохватность, фактически на ней главным образом рассматривались вопросы, относящиеся к Интернет-торговле, причем немалая часть докладов касалась только той ее области, которую можно назвать “торговлей микроплатежей”, являющейся, по мнению ряда выступавших, в настоящее время наиболее перспективной для электронной торговли в России.

Стоимость “порции” такой информации или услуг, как “электронная газета”, отдельные аудио/видеозаписи, разнообразная справочная информация (т. е. то, что принято называть “контент”), заказ железнодорожных и авиабилетов и т. д., зачастую лежит в пределах единиц или максимум десятков рублей. Использовать в этом случае традиционные банковские переводы при расчетах слишком дорого, кредитование - слишком рискованно, а оплата наличными нередко просто невозможна.

О своем пути упрощения онлайновых микроплатежей рассказывали на конференции представители фирмы “Международные интеллектуальные рынки” (www. icmir.ru). Эта компания разработала платежную систему InfoCash, в которой для расчетов используются остатки средств на счетах клиентов Интернет-провайдеров.

Подобная схема уже проверена на одном провайдере (“Гласнет”) и двух поставщиках информации. Предполагается, что при должных финансовых вливаниях (правда, пока не ясно, откуда их взять) число клиентов системы достигнет сотен тысяч к концу следующего года и нескольких миллионов через 2 - 3 года. При этом планируется, что кроме функции платежного посредника InfoCash будет выполнять и функцию обслуживания счетов собственных клиентов, которым будут предоставляться расширенные возможности по приобретению товаров и услуг.

Поскольку считается, что ввиду незначительности объема одной транзакции риски в системе малы, InfoCash готова их принять на себя (в платежных системах с пластиковыми карточками риски перекладываются на продавцов товаров и услуг), и это должно создать комфортный режим как для Интернет-провайдеров, так и для поставщиков информации. Правда, нельзя не отметить, что пару лет назад что-то похожее пыталась реализовать компания “Релком”, однако по ряду причин ее платежная система оказалась нежизнеспособной. Так что инициатором данного начинания можно лишь пожелать не повторить чужих ошибок и не совершить критических своих.

Нетрадиционные бизнес-модели электронной торговли

Как западный, так и отечественный опыт показывает, что успех электронной торговли зиждется не столько на технических решениях, сколько на маркетинговых усилиях и правильном построении бизнес-моделей. С этой точки зрения мне, как и многим другим участниками конференции, показались интересными соображения, высказанные старшим аналитиком банка “Таврический” Виктором Достовым. По его мнению, идеология новых видов продаж через Интернет опирается на концепцию микроплатежей. Какие деньги такие микропродажи могут приносить, можно судить хотя бы на таком примере: если за каждое посещение сайта www.anekdot.ru брать по одному центу, то в год может “набежать” сумма порядка 60 тыс. долл.

К чему предлагается присмотреться? К продаже контента на основе гибкого ценообразования в зависимости от полноты информации (например, рисунков из библиотеки CorelDraw! с разным разрешением), а также к таким услугам, как компьютерный перевод, проверка файлов на вирусы, перекодировка почтовых сообщений и т. п.

К числу других нетрадиционных способов зарабатывания денег с использованием Интернета можно отнести и реализацию выгодных для клиентов схем распространения рекламы (оплата каждого нажатия на баннер или “пришпиливание” к рассылаемым клиентам письмам с рекламными сообщениями специальных “кошельков” с небольшой суммой средств, которую клиент может получить, если прочитает письмо).

Проект “Рекламный альянс”, позволяющий российским покупателям накапливать определенные суммы виртуальных денег за размещение рекламы на своих сайтах с целью их последующего расходования в 50 магазинах, входящих в торговую систему Russian Shopping Club (www.russianshopping.com), уже разрабатывает компания Russian Story (www.russianstory.com).

CyberPlat, PayCash... - кто на новенького?

Кроме уже упоминавшихся платежных систем, на конференции было рассказано о современном состоянии еще двух других.

Например, систему CyberPlat (www. cyberplat.ru) теперь можно использовать не только для расчетов за товары в Интернет-магазинах, но и в качестве системы доступа к счетам клиентов. В этом смысле она стала похожа на системы удаленного обслуживания ГУТА-Банка и Автобанка, но с несколько суженными возможностями (через нее, например, нельзя осуществлять конвертацию валют). Хотя банк “Платина” и не обладает развитой сетью филиалов, пользователи CyberPlat благодаря использования в системе механизма исполнения платежных поручений уже имеют возможность осуществлять переводы средств в другие города и получать наличные.

Сегодня в системе активно работает около 30 магазинов, а число клиентов CyberPlat достигло 2 тыс. чел. При этом суммарный среднемесячный оборот средств в системе составляет около 700 тыс. руб., а среднее число транзакций в месяц - 1 тыс. Идут подготовительные работы по присоединению к CyberPlat (подписаны договора, ведется тестирование и т. д.) еще более 40 магазинов (в их число входят торговые точки, использующие интерфейс Assist, что дает пользователю возможность не регистрировать карточку в системе заранее).

Поскольку CyberPlat представляет собой фактически систему клубного типа, которая может использоваться для надежного и безопасного проведения платежей между участниками, это делает ее привлекательной для корпоративных взаиморасчетов с очень большими суммами (сектор business-to-business), и сегодня обороты в корпоративном секторе уже составляют несколько десятков миллионов рублей в месяц. При этом ПО, обеспечивающее шифрование информации, циркулирующей в системе, в настоящее время находится на сертификации в ФАПСИ.

Система PayCash (ww.paycash.ru), развиваемая питерским банком “Таврический”, с точки зрения продавца и покупателя представляет собой совокупность “электронных кошельков”. Каждый из них - клиентская программа, позволяющая переводить и получать деньги из других “кошельков”, хранить их в Интернет-банке, конвертировать, выводить из системы на обычные банковские счета и т. д. Прием кредитных карточек в системе не предусмотрен.

Торговые компании могут работать с PayCash по четырем разным схемам: от использования Центра осуществления платежей до разработки собственного варианта магазина на основании бесплатно предоставляемого ПО, а клиенту системы обеспечены разные способы конвертации своих средств в электронные деньги и обратно.

На сегодняшний день в системе успешно функционирует более 10 демонстрационных и коммерческих Интернет-магазинов, продающих ПО, доступ в Интернет и системы IP-телефонии, прогнозы погоды, информацию службы знакомств и т. д. Число счетов (демонстрационных и коммерческих), открытых в системе с начала 1999 г., достигло 5 тыс.

За последний год разработчик PayCash фирма “Алкорсофт” получила два российских патента (на платежную систему в целом и на подсистему ЭЦП), а также приоритеты на них по линии системы международного патентования РСТ, что значительно усилило позиции сторонников гипотезы о возможности существования электронных денег (тема до сих пор дискуссионная и, я бы сказал, яростно обсуждаемая на разного рода форумах, конференциях и семинарах). Одновременно в ЦБ РФ поданы документы на регистрацию предоплаченного финансового продукта (электронные деньги PayCash), эмитируемого в бездокументарной форме.

Свою платежную систему вместе с фирмой Ruset (www.ruset.net) создает в настоящее время банк “Олимпийский”. Она проектируется на базе продукта NetComerce фирмы IBM для создания Интернет-магазинов - одного из немногих, позволяющих работать по протоколу SET (Secure Electronic Transaction). Этот протокол, предусматривающий использование цифровых сертификатов, был разработан крупнейшими “карточными” компаниями - VISA, MasterCard, а также фирмой IBM - и, как считается, снимает все проблемы безопасности в “любовном” треугольнике банк - магазин - покупатель.

Еще одним инструментом для создания платежных систем на основе пластиковых карточек, о которых шла речь на конференции, является продукт DUET for e-Commerce компании BGS Smartcard Systems (www.bgs.ru). Идея данного продукта заключается в реализации обычной схемы оплаты покупок в “живом” магазине, когда в POS-терминал торговой точки вставляются микропроцессорные карточки DUET этой компании, принадлежащие как продавцу, так и покупателю, и деньги из “электронного кошелька” покупателя списываются на “электронный кошелек” продавца, с тем только отличием, что в данном случае кард-ридеры территориально разнесены и “общаются” друг с другом через Интернет.

“Возьмемся за руки друзья...” на рынке банковских Интернет-услуг?

По прогнозам, к концу 2000 г. число потребителей банковских Интернет-услуг во всем мире должно составить более 16 млн. чел. Российский же рынок онлайновых финансовых услуг находится пока в зачаточном состоянии, и число пользователей систем типа “банк на диване”, созданных ГУТА-Банком и Автобанком, составляет всего лишь 2 - 3 тыс. чел. При этом, по данным Автобанка, несмотря на то, что число клиентов его виртуального отделения существенно отстает от числа клиентов “живого” отделения, в первом полугодии нынешнего года его оборот практически сравнялся с оборотом среднего отделения этого банка при существенно меньшей себестоимости оказания услуг.

Что же тогда мешает нормальному развитию в России данного сегмента электронной коммерции? Как считает генеральный директор компании “Интернет Маркетинг” (www.internetmarketing.ru) Андрей Бурдинский, это нехватка актуальной и достоверной информации обо всех сторонах данного вида услуг, непонимание банками, способными предложить своим клиентам подобные услуги, новых возможностей развития бизнеса, недостаточные инвестиции в создание и продвижение Интернет-услуг, незнание требований и условий, которые необходимо соблюдать для организации действительно удобного и безопасного Интернет-сервиса, а также недостаток на рынке необходимого ПО для организации онлайновых услуг.

Выход из этой ситуации он видит в создании единого информационного центра для всех участников данного рынка: потребителей, продавцов, банков, разработчиков ПО и т. д. Для реализации этой идеи компания “Интернет Маркетинг” разработала проект “Развитие финансовых Интернет-услуг в России”, который получил грант Фонда “Евразия”.

Главная его цель - способствовать развитию Интернет-коммерции в России, создавая условия для становления массового цивилизованного рынка онлайновых финансовых Интернет-услуг, охватывающих не только центр, но и регионы России, а также для формирования культуры использования финансовых Интернет-инструментов, применяемых для расчетов в Интернет-коммерции (пластиковые карточки, платежные системы в Интернете, электронные деньги).

Для достижения стоящих перед проектом целей будет создан специальный сайт “Финансовые Интернет-услуги в России”, выполняющий роль информационного центра для всех участников данного рынка. На нем предполагается собрать наиболее полезную для всех заинтересованных лиц информацию: описание Интернет-услуг, модели организации Интернет-бизнеса, критерии оценки качества различных продуктов и результаты их тестирования, новости онлайнового финансового рынка отовсюду. Планируется также организовать на этом сайте дискуссионный клуб, где будут общаться потребители и продавцы услуг, фирмы-разработчики и другие заинтересованные лица.

“Путь наш во мраке”?

Несмотря на то, что каждый доклад, сделанный на конференции, вызывал бурные дискуссии, апогея они достигли в самом ее конце. Это произошло в тот момент, когда участники конференции, не являющиеся профессионалами данного сектора рынка, обратили внимание собравшихся на то, что за рассмотрением бизнес-моделей и технологических вопросов электронной торговли, а также влияния СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий, требующая установки у провайдеров услуг, в том числе Интернет-услуг, специальной прослушивающей аппаратуры) и на права человека (а эта тема также затрагивалась на конференции) оказались забыты и покупатель, и продавец. При этом высказывались мнения, что очень важно создать условия для того, чтобы покупатель захотел воспользоваться возможностью что-либо купить через Интернет, а потенциальный Интернет-продавец, организуя свое дело, смог выйти хотя бы на нулевую прибыль с расчетом на то, что рано или поздно бизнес удастся “раскрутить”.

Хотя профессионалы рынка пытались доказать, что все это возможно уже сейчас, убедить в этом своих оппонентов им не удалось, а это значит, что в ближайшее время бурного роста систем электронной торговли в России ожидать не приходится.

 

Версия для печати