СЕРИАЛ 2000

    

Серия вторая. Общая финансовая крыша

Как уже отчетливо прозвучало в первой части “Сериала 2000”, особенности управления, учета и планирования деятельности холдингов обусловлены прежде всего типом самого холдинга. Таких типов было выделено три: диверсифицированные (смешанные), сбытовые (однородные) и производственные (холдинги концернового типа). При множестве различий холдинговые структуры обладают и целым рядом общих черт. В этой статье мы сделаем акцент на финансовой стороне жизни холдингов, поскольку именно она во многом определяет требования к автоматизированным системам, о которых пойдет речь в дальнейшем.

Организационная структура холдинга строится на базе бизнес-единиц (хозяйствующих субъектов) - подразделений с более или менее законченным производственно-сбытовым циклом. Они могут иметь различный финансовый статус: отдельные юридические лица, филиалы, выделенные подразделения дочерних компаний и т. п.

При этом управленческая структура холдинга может существенно отличаться от структуры юридической. В действительности могут присутствовать какие-то оффшорные компании, которые в фискальных документах руководство не хочет показывать. Или для удобства проведения внутренних финансовых операций может быть организована некая инвестиционная компания, существующая как совокупность активов (скажем, в ней есть акции, какие-то кредитные ресурсы, недвижимость и т. д.), но не располагающая расчетным счетом.

С финансовой точки зрения управление холдингом состоит в планировании и контроле всех финансовых потоков, циркулирующих между центрами финансового управления, активном влиянии на формирование, накопление и распределение ресурсов. Для дочерних предприятий эти потоки будут внешними, для холдинга в целом - внутренними, что и обуславливает применение различных методов консолидирования операций. Финансовое управление предполагает разработку планово-отчетных документов (при этом они обычно существенно отличаются от официальных бухгалтерских отчетов), составление баланса движения денежных средств, планирование баланса как для отдельных бизнес-единиц, так и для всей компании в целом (консолидация).

По своему функциональному назначению финансовые потоки холдинга распадаются на два типа: “операционные” (сопровождающие текущие операции хозяйственных субъектов) и потоки капиталов (отражающие процесс перераспределения активов, текущие инвестиции и долгосрочные капиталовложения). Для управления ими (в первую очередь для обслуживания текущих операций) в холдинге выделяются центры финансового управления, набор которых, вообще говоря, в каждом случае может быть свой: центры финансовой ответственности, центры прибыли, центры затрат, центры инвестиций и проч. Финансовые ресурсы холдинга распределяются между центрами финансовой ответственности в соответствии с определенными принципами, установленными материнской компанией.

Целесообразность создания холдингов, по мнению тех, кто пробовал их строить в России, определяется тремя главными причинами. Холдинговые структуры позволяют:

- оптимизировать схему налогообложения (в частности, за счет использования оффшорных зон);

- создать в целом более упорядоченную и более управляемую структуру за счет разделения бизнесов с разными по длительности производственными циклами (скажем, дистрибуция работает на быстрых оборотах, а проектный бизнес предполагает более длительное прохождение денежных средств);

- заинтересовать руководителей дочерних компаний, предусмотрев их долевое участие в возглавляемых ими фирмах.

По мнению многих руководителей холдингов, общее бюджетирование - очень сложная и затратная штука. Когда выделяются самостоятельные дочерние компании и передаются полномочия их директорам, приходится усложнять организационную структуру, чтобы холдинг в целом оставался управляемым и не утрачивал эффективности. Руководство желает ясно понимать, как и где доходы генерируются и как они тратятся, и не допускать, чтобы деньги “проваливались в неизвестную черную дыру”. По этой причине основная масса программных решений, представленных сегодня на российском рынке, ориентирована на автоматизацию управления именно финансами.

Продолжение следует. Продолжение. Начало см. PC Week/RE, №1/2000, с. 23.

Преимущества холдинговой схемы с экономической точки зрения

- Возможность контролировать большую долю рынка (за счет разной направленности подразделений холдинга) при сохранении единого контроля за всеми бизнес-единицами.

- Возможность распределять издержки между хозяйственными субъектами, сокращать облагаемую налогом прибыль и другие виды потерь, экономить средства за счет использования общих подразделений.

- Возможность проводить внутренние хозяйственные операции на базе условно-расчетных цен (скажем, через введенный в обращение специальный вексель, признаваемый всеми взаимозависимыми предприятиями).

- Возможность оптимальным образом перераспределять средства через единый внутрифирменный кредитно-финансовый центр с целью поддержки практически бесприбыльных, но необходимых для бизнеса звеньев (в первую очередь подразделений, поддерживающих основной бизнес). Кредитный центр холдинга позволяет консолидировать свободные ликвидные ресурсы нескольких фирм, которые можно направлять на целевое кредитование в интересах материнской фирмы. (По существу такой центр заменяет собственный банк, но является при этом более дешевым решением.)

- Возможность достичь большей капитализации, а следовательно, и большей привлекательности для потенциальных инвесторов.

Версия для печати