Компании, анализирующие различные сегменты рынка ИТ, разрабатывают собственные методики, и результаты их исследований, естественно, не могут полностью совпадать. Поэтому при сопоставлении результатов исследований, проводимых разными компаниями, необходимо учитывать особенности используемых методик.

Компания Dataquest, подразделение Gartner Group (www.gartner.com), в мае опубликовала результаты исследования мирового рынка СУБД в 1999 г. Особенность этого исследования заключается в том, что анализировались продажи только новых лицензий на ПО (доходы поставщиков от сопровождения, модернизаций и тому подобного исключались).

Итак, определенный таким образом мировой рынок СУБД в 1999 г. вырос на 18% по сравнению с 1998 г. и достиг почти 8 млрд. долл. Аналитики Dataquest отметили, что проблема 2000 г. незначительно повлияла на рост продаж. По их мнению, увеличение объема продаж обусловлено прежде всего двумя факторами: спросом на новые Интернет-приложения и приложения BI (business intelligence - этому термину пока не придумали удачного русского эквивалента, он обозначает почти все после OLTP: СППР (DSS), OLAP, интеллектуальный анализ данных (data mining), получение отчетов (reporting) и т. д.).

Лидерами рынка по-прежнему остаются Oracle и IBM (см. таблицу). В сегменте реляционных СУБД почти с 10%-ным отрывом лидирует Oracle. Ее продажи возросли на 19%. Это достижение Oracle аналитики Dataquest объясняют позиционированием СУБД Oracle как Интернет-платформы и успехом приложений Oracle для управления отношениями с клиентами (CRM) и электронной коммерции. Больших успехов достигла и IBM, которая, сохранив свои доминирующие позиции на рынке СУБД для мэйнфреймов, добилась почти 70%-ного роста продаж для Unix-систем и 125%-ного роста - для NT-платформы. Благодаря популярности SQL Server 7.0 увеличила свою долю и Microsoft.

Аналитики Dataquest предсказывают, что мировой рынок СУБД к 2004 г. достигнет 12,7 млрд. долл. США, при этом объем продаж для NT почти сравняется с объемом продаж для Unix. Этот рост будет обусловлен спросом на Интернет-приложения, приложения электронной коммерции, управления контентом, интегрированные BI-приложения, новые приложения для мобильных пользователей.

Хотя доминирование Oracle, IBM и Microsoft сохранится, специализированные рынки предоставляют шансы и другим, в том числе и новичкам (start-up).

 

Доля рынка, принадлежащая различным компаниям (%)

Версия для печати