КОНФЕРЕНЦИИ

    

Термин Total Quality Management (TQM), или, в дословном переводе, всеобщее управление качеством, наводит на мысль о некой сверхзадаче, охватывающей все грани достижений мировой управленческой мысли и направленной на осуществление главной цели практически любой деятельности - производство продукции и услуг, полностью удовлетворяющих потребителя.

Состоявшаяся в конце мая в Москве Десятая Международная конференция TQM-2000 собрала представителей 560 предприятий со всех регионов нашей страны, а также докладчиков из ближнего и дальнего зарубежья. Три полных дня напряженной работы, четыре отдельные секции, посвященные различным проблемам систем качества, широкий спектр докладов - от обучения и законодательной поддержки до опыта внедрения систем качества на российских предприятиях различных отраслей - все это подтверждает тезис о действительно стоящих перед российской экономикой глобальных задачах. Вопросам интегрированных информационных систем была посвящена отдельная секция.

Система менеджмента качества по определению неотделима от традиционных проблем управления финансовой и производственной деятельностью предприятий, о которых в настоящее время говорят очень много. Действительно, внедрение системы качества прямо или косвенно выводит нас на вопросы организации управления основными ресурсами предприятия - финансовыми, материальными и кадровыми.

Совершенно очевидно, что общие тенденции эволюции информационных систем воспринимались участниками конференции вполне традиционно: концепции классических ERP-решений и систем электронного документооборота, построения цепочек поставок и взаимодействия с клиентами на основе компьютерных технологий вполне явно присутствовали в докладах именно в тесной связи с конкретными задачами создания систем качества. С другой стороны, при всей общности стратегических вопросов конкретные темы сообщений и, следовательно, методология внедрения информационных систем обрисовывались участниками конференции не совсем традиционно.

Прежде всего четко просматривалось особое внимание к CALS-технологиям (Continuous Acquisition and Life cycle Support) и стандарту электронного описания продукции STEP, о которых в настоящее время пишут нечасто. CALS (см. PC Week/RE, № 46/1998, с. 15) представляет собой современную организацию процессов разработки, производства, послепродажного сервиса и эксплуатации изделия, базирующуюся на информационной поддержке их жизненного цикла на основе стандартизации методов представления данных на каждой стадии ЖЦ и электронного обмена данными. Тесно связанный с данной концепцией стандарт ISO 10303 (STEP), в свою очередь, определяет структуру базы данных об изделии - как его технических характеристиках (составе, конфигурации, геометрических моделях, чертежах, материалах), так и о связанной с ним коммерческой информации (согласованиях, изменениях, заключенных контрактах). Даже из этих кратких, но емких определений можно сделать вывод о том, что CALS-технологии призваны решать именно те задачи, о которых в контексте общих проблем корпоративной информатизации сейчас говорят постоянно. Это и интегрированный учет, и сквозная концепция управления, ориентированная на процессы, и делопроизводство, и электронное управление документами. К перечисленным концепциям “чистого” управления здесь прибавляется, пожалуй, строгая ориентация CALS-технологий на информационную интеграцию процессов проектирования, изготовления и последующего сопровождения конкретной продукции. Может быть, по совокупности свойств аббревиатуре CALS можно дать вторую, неофициальную интерпретацию: Commerce at Light Speed, или “бизнес в сверхскоростном темпе”.

Участники конференции в связи с обсуждением CALS-технологий высказали ряд важных мыслей. Приведу некоторые из них, стараясь не отходить от оригинального текста.

Если в США работы по CALS-технологиям ведутся с 1985 г. в соответствии со специальной государственной программой, на которую ежегодно тратится около 300 млн. долл., то в нашей стране первые CALS-стандарты появились лишь в прошлом году. Поэтому в России освоение этой концепции может растянуться на много лет. В то же время наши ведущие предприятия-экспортеры уже сегодня столкнулись с ситуацией, когда обязательным условием заключения контракта на поставку наукоемкой продукции является предоставление пользователю технической документации в электронном виде, как того требуют стандарты CALS.

На основе данной спецификации предприятие может реализовать важнейший принцип TQM, заключающийся в организации взаимодействия “поставщик - потребитель” как непрерывной цепи изготовления высококачественного продукта (при этом потребители и поставщики рассматриваются как обитатели единого информационного пространства). При внедрении CALS-технологии решаются проблемы перевода конструкторской документации в электронный вид, ее дальнейшего сопровождения и использования для подготовки производства.

Из приведенных тезисов видно, насколько близка данная концепция современным идеям автоматизации бизнеса вообще и перехода от “островковой” информатизации к сквозной в частности, а также популярнейшей ныне идее электронной связи с бизнес-партнерами по схеме “бизнес - бизнес”.

Определенная доля внимания на форуме конечно же была уделена практическому воплощению более известных на рынке информационных концепций: средствам функционального и информационного моделирования стандарта IDEFx, ERP-системам, а также классическим системам электронного документооборота.

Версия для печати