В рамках исследования рынка системной интеграции российской компанией ExactData (www.edc.ru) был проведен опрос руководителей подразделений информатизации (ИТ-директоров и ИТ-менеджеров) предприятий различных отраслей экономики, целью которого было изучить, как оценивают заказчики предлагаемые на рынке ИТ-услуги. Выдержки из данного отчета, составленного по результатам этого опроса, представлены ниже.

Э. П.

Критерии выбора системного интегратора. В ходе опроса респондентам было предложено оценить значимость различных факторов, влияющих на выбор компании - системного интегратора, по пятибалльной шкале. Результаты оценок (средние) приведены на диаграмме 1.

Как видно из диаграммы 1, к наиболее значимым факторам были отнесены выбранная заказчиком платформа для реализации ИС и профессиональная репутация компании - системного интегратора.

Диаграмма 1. Рейтинг критериев выбора интегратора

Источник: EDC Research, июнь 2000 г.

Среди главных факторов респонденты называли также деловые связи между заказчиком и интегратором, сложившиеся при выполнении предыдущего проекта, и опыт работы компании на рынке системной интеграции, который выражается в наличии успешно реализованных проектов, подобных проекту заказчика; в надежности системного интегратора, подтвержденной его предыдущими заказчиками; в квалификации персонала - менеджеров и технических специалистов. Все это можно объединить общим термином “профессиональная репутация системного интегратора”. А вот стоимость проекта, по мнению участников опроса, решающего значения не имеет. Таким образом, сначала выбирается интегратор, а уже потом согласуется вопрос стоимости.

Соотношение спрос/предложение. Степень важности для заказчиков различных ИТ-услуг, а также уровень распространенности этих услуг на российском рынке оценивались респондентами также по пятибалльной шкале. Результаты этих оценок (средние) и коэффициент их расхождения (характеризующий уровень их представленности услуг на рынке) приведены на диаграмме 2. Положительный коэффициент означает, что уровень представленности соответствующей услуги на рынке, с точки зрения заказчиков, недостаточен, отрицательный - достаточен или превышает необходимый.

Из диаграммы 2 видно, что наиболее важными услугами для заказчика являются обеспечение надежности хранения информации (4,5 балла), а также защита информации от НСД (4,2 балла). Причем велик для этих услуг и коэффициент расхождения, что свидетельствует о неудовлетворенном спросе на подобные услуги на рынке.

Диаграмма 2. Соотношение спрос/предложение ИТ-услуг

Источник: EDC Research, июнь 2000 г.

Наибольшую неудовлетворенность заказчиков вызывает недостаточное предложение на рынке таких услуг, как оптимизация бизнес-процессов, развитие ИС и техническая поддержка ИС (коэффициенты расхождения от 0,6 до 0,9).

Интересно отметить, что никаких нареканий на нехватку услуг по поставке оборудования, адаптации западных решений и инсталляции ПО со стороны заказчиков нет, однако важность этих услуг для них в настоящее время минимальна. Также не очень актуальны услуги аутсорсинга в виде передачи ИС на полное обслуживание сторонней компании.

Версия для печати