МЕНЕДЖМЕНТ

Компьютерная автоматизация в России началась чуть более тридцати лет назад. С тех пор здесь многое изменилось, сформировалась отечественная отрасль производителей финансового ПО. Экономические катаклизмы и законодательные инициативы Центробанка всех участников банковской автоматизации провели через огонь, воду и медные трубы, и как преодоление препятствий дает всему ускоренное развитие, так и этот трудный опыт взошел немалыми результатами. Разными в каждом конкретном случае. Практически все коммерческие банки оснащены той или иной автоматизированной банковской системой (АБС), но даже внедрение одной и той же АБС в разных учреждениях не гарантирует им равных преимуществ. Индивидуальный подход руководства и работников IT-служб в банках слагает свой особенный путь автоматизации.

Чтобы познакомить читателей с некоторыми из них, корреспондент PC Week/RE Наталья Шестопалова посетила несколько московских банков и взяла интервью у руководителей отделов автоматизации.

КБ “ЛегПромБанк” был создан в 1992 г., а c 1999-го он входит в двадцатку крупнейших по размеру собственного капитала (более 1,5 млрд. руб.) российских кредитных организаций. В его арсенале - все основные виды банковских услуг: операции с ценными бумагами, ссуды и межбанковские кредиты, валютные операции (в том числе международные расчеты, иностранные переводы), трастовые операции, работа с векселями, аренда индивидуальных ячеек банковского сейфа. 1999-й стал для него годом значительного роста: количество клиентов возросло более чем в 1,5 раза, а приток капитала привел к двадцатикратному увеличению активов. Этому способствовала проводимая руководством банка стратегическая линия на повышение надежности и выполнение обязательств перед клиентами. ЛегПромБанк ориентирован на привлечение клиентов из реального сектора экономики, среди них имеются крупные производственные объединения, ресурсоориентированные организации и наукоемкие предприятия. Это такие структуры, как ОАО “Газпром” и его дочерние компании, крупные государственные предприятия (заводы Ижевский механический, Бийский олеумный, самарский “Коммунар”), коммерческие структуры, участвующие в строительных проектах в Москве (ЗАО “Аквадром”).

Об автоматизации, задачах настоящего и планах на будущее рассказала начальник Управления автоматизации банковской деятельности ЛегПромБанка Алла Анатольевна Вельмакина.

Алла Вельмакина

PC WEEK: Расскажите, пожалуйста, как начиналась автоматизация в банке.

Алла Вельмакина: В 1992 г. в банке было всего два компьютера и у кого-то - переписанная бета-версия АБС одной из компаний. На ней мы проработали год. Развивать ее было невозможно, поскольку по своей организации она являлась закрытой, и мы стали искать систему, которая соответствовала бы нашим возможностям и была кем-то сопровождаема. В то время на рынке было много разных разработок, но законченные продукты практически отсутствовали. В конце концов остановились на системе, разработанной в Авиабанке. Купили исходные тексты и стали развивать ее своими силами. Вопрос о полной переработке или замене системы встал при переходе в 1998 г. на новый план счетов. Руководство нашего банка со вниманием отнеслось к этой проблеме. В ЗАО “КРОК” были приобретены новые серверы Compaq ProLiant, руководством выделены средства для покупки нового ПО. Наш выбор остановился на продуктах компаний “Диасофт” и R-Style Software Lab. Критерием для окончательного решения послужили широкие возможности языка RSL, встроенного в ПО фирмы R-Style Software Lab. и позволяющего проводить самостоятельные разработки. Глядя на этот выбор с позиции сегодняшнего дня, мы оцениваем его как верный.

PC WEEK: Последняя версия банковской системы RS-Bank 5.1 принципиально отличается от предыдущей. Насколько сложным представляется вам ее внедрение?

А. В.: С одной стороны, перестраиваться, конечно, придется всем, ведь каждую проводимую в банке операцию нужно будет детально описать. С другой - нам предоставляется возможность еще раз проверить, все ли делается рационально, или в используемых технологиях следует что-то изменить. С точки зрения логики новая версия системы более проработана. К такому выводу мы пришли, посетив семинар R-Style Software Lab., посвященный этой разработке.

PC WEEK: С какой СУБД будет внедрена новая версия RS-Bank? Сегодня многие учреждения отдают предпочтение - и, вероятно, обоснованно - промышленным системам: Oracle, Sybase и т. п.

А. В.: Мы будем продолжать работать на базе Pervasive SQL, нас она пока вполне устраивает. Банк - это сложная структура, и если он хорошо работает, то систему автоматизации ему надо просто развивать, любые изменения должны быть обоснованными и комплексными. На нашем оборудовании мы получаем вполне удовлетворительное быстродействие при работе с этой БД.

PC WEEK: Какова доля собственных программных разработок в вашем банке?

А. В.: Если считать от общего объема макросов, то эта часть составит около 30%. Ведь у нас есть разделы полностью собственной разработки, например “Обменный пункт”. Часть программ пишется для нужд руководства, другие инициируем мы сами исходя из потребностей обслуживания отдельных операций, проводимых банком, - создания различных справок, контроля, валютно-обменных операций в кассе. Благодаря универсальности языка RSL наши разработки интегрированы в единую систему.

PC WEEK: Какую поддержку банк получает от компании-разработчика?

А. В.: Банк заключил с R-Style Software Lab. договор по второй категории, в соответствии с которым мы получаем новые версии, консультации, посещаем семинары. Сейчас нам предложено участвовать в качестве пилотного банка в разработке системы учета договоров. Сотрудничая в этом нужном и интересном для нас совместном проекте, мы будем вносить свои предложения и внедрять его у себя совместно с разработчиками R-Style Software Lab. Именно в рамках этого проекта к концу 2001 г. планируется внедрение версии 5.1.

PC WEEK: Что дала автоматизация банку, кроме, конечно, автоматизации рабочих мест специалистов?

А. В.: Во-первых, сокращение ошибок и усиление контроля. Во-вторых, мы получаем аналитическую информацию, являющуюся основой для принятия управленческих решений. Например, те же ресурсы, сведения о них на текущий момент и в перспективе, прогноз денежных потоков и их наиболее выгодное распределение. Руководство банка активно и самостоятельно пользуется разработками подобного характера. Одна из последних таких задач, выполненных нашими программистами, - формирование плана и фактического исполнения бюджета. На основе этих данных готовятся аналитические справки по всем счетам доходов, рассчитываются оценки годовой эффективности (доходности) по каждому финансовому инструменту банка.

PC WEEK: Каковы планы автоматизации на ближайшее будущее?

А. В.: В связи с большой загруженностью у нас пока недостаточно задействованы Интернет-технологии, ориентированные на удаленных клиентов банка. Мы планируем создание корпоративного Web-сайта, где клиенты могли бы получать информацию об услугах ЛегПромБанка, внедрение системы Интернет-банкинга с поддержкой WAP-банкинга, что позволит им более оперативно управлять своими счетами. Самый сложный вопрос здесь, конечно, касается защиты финансовой информации, над этим мы сейчас и работаем.

***

Агропромышленный строительный банк (АСБ-банк, www.apsb.ru) в роли коммерческого существует с 1992 г. (до апреля 2000-го именовался Агропромстройбанком). Он имеет 11 филиалов, расположенных в Москве и других регионах России, и оказывает широкий спектр услуг (ведение счетов, кредитование, операции с векселями и пластиковыми картами и др.) юридическим и физическим лицам. Уставной капитал его составляет 50 млн. руб. Беседу с корреспондентом вел начальник управления компьютеризации Александр Георгиевич Мельников.

Александр Мельников

PC WEEK: С чего началась автоматизация вашего банка?

Александр Мельников: Первоначально автоматизация носила локальный характер и служила для проведения основных банковских операций. В банке работала система “Полюс”, написанная на FOX-Pro сотрудниками компании “Полюс”, которая вскорости распалась. Оставшись без поддержки разработчиков, мы не могли своими силами эксплуатировать систему. Изучая в 1995 г. рынок автоматизированных банковских систем (АБС), мы долго выбирали между тремя фирмами: “Диасофт”, “Кворум” и R-Style Software Lab. Самым важным для нас в то время была возможность в условиях работы в АБС самостоятельной доработки ПО. Ведь Центробанк непредсказуем в своих действиях и в любой момент может изменить требования, в том числе и к отчетности. Присутствие же фирм - разработчиков банковских систем ЦБ в то время не принимал во внимание. Выбор системы R-Style Software Lab. был сделан не только благодаря языку программирования RSL - тогда это была единственная компания, которая предлагала не программное, но программно-аппаратное решение. Фирма R-Style поставила нам серверы, построила сеть. Это было удобно. Не могу не сказать несколько слов о фирме “Кворум”. Нас привлекло к ним то, что они давали исходные тексты программ. Ввиду отсутствия таковых у R-Style Software Lab. мы были вынуждены написать свою систему “клиент - банк” с учетом возможностей наших клиентов работать в том или ином интерфейсе.

PC WEEK: Как вы оцениваете сделанный выбор сегодня?

А. М.: Мы считаем, что это вполне добротная банковская система, где самое главное - сочетание открытой архитектуры с инструментарием разработки. Опыт показывает, что интерфейс Turbo Vision - досовский, оконный - в самый раз для банков, и наши операционисты его хорошо освоили, работа с мышью в Windows их только отвлекала бы.

PC WEEK: Планируете ли вы переход на версию АБС RS-Bank 5.1 и более мощную платформу БД?

А. М.: Эту версию R-Style Software Lab. позиционировала как систему с разделением бэк-офисных и фронт-офисных функций, с транзакционным OLTP- и аналитическим OLAP-компонентом. Аналитическую часть сначала делали на платформе Microsoft SQL, теперь - на Oracle. Мы хотели бы не становиться тестером системы, но присмотреться к ней.

Что касается СУБД, мы понимаем, что глобальные задачи анализа трудно будет решить на навигационной БД.

PC WEEK: Какие преимущества принесла банку автоматизация и какие задачи вы возлагаете на нее в ближайшем будущем?

А. М.: Прежде всего в ходе этой работы преодолен психологический барьер у сотрудников банка, связанный с освоением компьютеров. С точки зрения управленческого учета автоматизация позволила нам вести сводный операционный день, осуществлять ежедневный контроль за нашими филиалами, их кредитной деятельностью. Все филиалы АСБ-банка имеют связь с головной конторой и оснащены системой RS-Bank, что позволило унифицировать способы хранения и предоставления отчетов, а также поддержку и обучение персонала. Сейчас у нас идут структурные изменения, появились два новых подразделения: Центр по работе с клиентами и Центр по работе с региональными подразделениями. Их задача - анализ и проектирование технологий управления банком.

PC WEEK: Как складываются ваши партнерские отношения с компанией R-Style Software Lab.?

А. М.: Нас несколько насторожила маркетинговая политика, проводимая ее руководством. По нашим представлениям, АБС должна функционировать независимо от того, есть ли договор о сопровождении, и мы были удивлены, когда комплекс “Отчеты ЦБ”, входящий в комплектацию системы, перестал работать по окончании срока действия договора о сопровождении RS-Bank. Это случилось в одном из наших филиалов, поддержку которых мы решили осуществлять своими силами. Сопровождение, как мы его понимаем, - это возможность не только получить от разработчика ответы на возникающие в ходе эксплуатации вопросы, но и своеобразная гарантия своевременной корректировки ПО в соответствии с текущими требованиями ЦБ. Думаю, разночтение этого понятия будет урегулировано.

Версия для печати