ПРОЕКТЫ

“Интеллект-Сервис” старается слово подкреплять делом (реальными проектами)

В преддверии лета компания “Интеллект-Сервис” провела семинар “Зарплата для производственников”, который собрал более 70 участников - специалистов московских и подмосковных предприятий, таких, как АО “Москвич”, ЗАО ОЗ “Пищемаш”, МПО “Металлист”, ОАО “Яуза-хлеб”, ООО “Клин-Хлеб”, ФКУП “Оптика”, “Газпромэнергосервис”. Эксперт журнала “Налоговый курьер” Евгений Бондарь прочел собравшимся лекцию об основных подходах к расчету зарплаты на производственных предприятиях и ответил на вопросы, неизбежно возникающие при нашем часто изменяющемся законодательстве. Разработчики компании “Интеллект-Сервис” рассказали о возможностях и особенностях учета труда и заработной платы с помощью системы “БЭСТ-ПРО”. Она включает в себя, в частности, блоки учета кадров, труда и зарплаты, а также электронную проходную.

С их помощью можно вести учет как на одном, так и на нескольких предприятиях (например, в одной промышленной группе или головной организации и ее филиалах) в единой базе данных, где создаются общие или скоррелированные друг с другом справочники, а некоторые данные используются всеми участниками группы. Кроме того, эти блоки одинаково легко могут применяться как в локальной версии, так и для коллективной работы (имеют развитые средства администрирования и доступа к БД). И, наконец, привлекательными для потенциальных пользователей могут оказаться умеренные требования к технике и невысокая стоимость (500-600 долл. за рабочее место).

На семинаре директор по внедрениям компании “Интеллект-Сервис” Галина Яковлева рассказала об опыте автоматизации столичных предприятий и методах подготовки к этому непростому делу.

А весной автору довелось познакомиться с результатом внедрения модуля по управлению персоналом системы “БЭСТ-ПРО” на кондитерской фабрике в Рязани, которая уже несколько лет входит в состав группы предприятий “Красный Октябрь”.

От “первой волны” до “БЭСТ-ПРО”

Как и на многих других производственных предприятиях, у рязанских кондитеров уже давно имелся свой отдел АСУ и использовались информационные технологии для учетных работ. Однако пройдя через “первую волну” автоматизации (частично - с помощью своих разработок, частично - используя сторонние программы), специалистам предприятия удалось накопить опыт и сформулировать те основные требования, которым должна удовлетворять современная система автоматизации подобного производства. Конечно, оптимальный вариант - это комплексная автоматизация всех участков финансово-хозяйственной и производственной деятельности, но реально осилить такой большой и дорогостоящий проект весьма непросто; к тому же, став частью группы “Красный Октябрь”, рязанские кондитеры должны считаться с корпоративными форматами и методами обработки и представления учетной и управленческой информации, принятыми у головного предприятия. Поэтому пока они решили самостоятельно автоматизировать один, но весьма трудоемкий участок - расчет заработной платы.

В конце 1999 г. руководство фабрики, изучив многочисленные предложения, остановилось на пакете для расчета зарплаты, входящем в состав комплекса “БЭСТ-ПРО”. Программа на два рабочих места была куплена 1 декабря, а в начале 2000 г. она уже заработала. К концу I квартала с ее помощью полностью начислялась зарплата всему персоналу предприятия.

Непростое это дело - зарплата кондитера+

На фабрике используется довольно сложная система начисления заработной платы. Изначально для каждой кадровой позиции определен оклад, однако при ежемесячном расчете учитывается реально отработанное время, характер операции, КТУ, тарифы - иными словами, начисление ведется по схеме бригадных нарядов. Используемая на фабрике до начала 2000 г. программа для начисления зарплаты выполняла далеко не все требующиеся от нее функции, и многое приходилось делать вручную: бригадные наряды вводились общим итогом, не было автоматического расчета больничных листов, отпусков и ряда других нужных процедур. Фактически функции программы сводились к формированию лицевого счета по начислениям и удержаниям и расчету подоходного налога. Кроме того, ввод данных осуществлялся списком, и если в одной из позиций обнаруживалась ошибка, необходимо было заново вводить все данные по подразделению.

На фабрике практикуется еще и такая система расчета, как “доплата до среднего оклада”: если работник по производственной необходимости переводится на другие участки работы (иногда на работы с более низким тарифом) или не работает по причине простоя оборудования, то бывает, что заработанные им деньги оказываются меньше причитающегося ему оклада. В этом случае должно производиться доначисление (доплата) зарплаты до среднемесячного уровня.

Поскольку расчет бригадных нарядов на фабрике (как и на головном предприятии - на “Красном Октябре”) производился достаточно тщательно (с использованием норм выработки, тарифов, расценок и пр.) и целиком велся в бухгалтерии, то нагрузка на двух сотрудников, занимавшихся здесь начислением зарплаты, падала довольно большая.

+но ее может существенно облегчить грамотная автоматизация

В целом система была внедрена быстро и без проблем: программист предприятия Елена Капитонова с помощью партнера “Интеллект-Сервиса” в Рязани компании “МКПЦ-Р” легко освоила программу, ее функции и способы настройки и дальнейшее внедрение осуществляла самостоятельно, консультируясь по мере надобности у сотрудников “МКПЦ-Р”. Ею же были обучены работе с программой два бухгалтера, организованы (совместно со специалистами предприятия) правила работы с данными (сроки и формы представления табелей, других документов и пр.).

Сегодня процесс расчета и начисления зарплаты заметно отличается от того, что велся два года назад. Так, бухгалтер заносит в систему уже закрытые наряды (они, кстати, могут закрываться и ежедневно, и еженедельно, и ежемесячно - в системе следует лишь поставить отметку о периоде), а в конце месяца она автоматически суммирует и обрабатывает все накопленные данные и начисляет зарплату каждому работнику. Недостающая до оклада доплата, когда это необходимо, начисляется автоматически; если же по результатам работы за месяц заработок равен или больше оклада, то функция начисления доплаты не включается и бухгалтеру не надо специально отслеживать этот процесс.

Вообще в программный пакет заложено большое количество схем расчета, подкрепленных соответствующими законодательными актами, причем для их использования не надо дописывать никаких специальных процедур или применять языки программирования - необходимо лишь отметить в настройках нужные схемы и виды расчетов. Например, в пакете предусмотрены разнообразные способы расчета больничных (от проработанных часов, дней или за два последних месяца), отпусков, сверхурочных, ночных и вечерних смен и пр. Кроме того, программа имеет и ряд контрольных функций, позволяющих отслеживать ситуацию с “наложением” отпусков и больничных (в этом случае система сигнализирует о том, что сроки отпуска должны быть изменены) или двух больничных (если неправильно была введена дата одного из них).

Как бухгалтеров, так и сотрудников привлекает возможность системы “расшифровывать” получившиеся результаты. Так, “кликнув” мышкой интересующую цифру, можно увидеть на экране монитора полную картину того, как и из чего сложилась конечная сумма, какие сделаны вычеты, начислены налоги и пр.

Разумеется, в системе предусмотрено и формирование необходимых отчетов (для налоговой инспекции, для статистических организаций и т. д.), а также возможность построения своих собственных отчетных форм. На фабрике этим активно пользуются, ежемесячно составляя отчеты для отдела кадров (лицевые счета со всеми видами отчислений) и для головного предприятия в Москве (по заданным им требованиям).

Автоматизация, о которой так долго мечтали бухгалтеры, свершилась?

В отличие от революции, автоматизация, как известно, не единовременное событие, а процесс эволюционный. И Рязанская кондитерская фабрика в этом смысле не исключение. Здесь также есть куда развиваться.

Например, для повышения оперативности стоило бы установить компьютеры в цехах и на участках, чтобы экономист или табельщик мог заносить туда все сведения и делать предварительные расчеты, которые по сети попадали бы непосредственно в базу данных. Бухгалтеру же оставалось бы в этом стучае лишь контролировать их правильность и формировать окончательный документ, записывая результат непосредственно в лицевой счет каждого работника. Однако по ряду причин (в том числе и финансового характера) такой вариант пока не реализован.

Для обеспечения сохранности данных в программно-аппаратном комплексе должно быть организовано резервное копирование. Проводить его необходимо достаточно регулярно, а лучше всего - ежедневно. На фабрике после установки системы такое копирование было налажено. “Однако был случай, когда устойчивость работы системы “подвела” сотрудников бухгалтерии, - рассказывает директор компании “МКПЦ-Р” Виктор Мостепанов. - На протяжении почти года программный комплекс работал без сбоев, и копирование стали делать раз в месяц (после подведения итогов). И однажды произошел сбой в базе данных. В результате пропала информация почти за десять дней работы! Пришлось затратить немалые усилия на ее восстановление (благо, данные за предыдущий месяц были сохранены). Теперь к резервному копированию информации в бухгалтерии относятся более внимательно”.

Конечно, многие пожелания и предложения учетных работников предприятия входят в планы развития программного продукта компанией-разработчиком и будут включены в ближайшие версии. Однако важно, что теоретические знания, которые “Интеллект-Сервис” распространяет на своих семинарах, уже нашли конкретное выражение в реальном проекте.    

Рязанский филиал (производство N 2) кондитерской фабрики “Красный Октябрь”

На сегодняшний день группа “Красный Октябрь”, помимо головного предприятия в Москве, насчитывает еще десять производств в разных городах страны. Рязанский филиал (производство N 2) вошел в ее состав в конце 1990-х, и состоит сегодня из трех участков (цехов), выпускающих широкий ассортимент кондитерских изделий - ирис, леденцы, карамель, шоколадные конфеты, помадки, вафли, подарочные наборы, плиточный шоколад и пр.

На предприятии работают около 650 человек.

Версия для печати