Трест "Электротранспорт" г. Магнитогорска, как и большинство других муниципальных предприятий в России, не может похвастаться щедрым финансированием. Но несмотря на это, управляющий треста Сергей Мирошкин не жалеет сил и средств на внедрение перспективных компьютерных технологий.

С 1995 г. в тресте работает система управления ремонтом трамвайных вагонов, созданная магнитогорской фирмой "СофтИнКом" (www.softincom.ru). Главная функция системы - номерной учет основных агрегатов вагона, таких, как колесные пары, пантографы (токосъемники), электродвигатели, дверные приводы и другие узлы. И задача не только в том, чтобы обеспечить общий учет и сохранность запасных частей (после внедрения, например, перестали теряться дефицитные соленоиды). Система помогла заинтересовать сотрудников вагоноремонтного завода в повышении качества своей работы и сократить вынужденные простои вагонов.

В базе данных хранятся паспорта для каждого вагона, в которые заносится такая информация, как дата ремонта, типы и номера замененных агрегатов, номера ремонтных бригад и т. д. Программа, написанная на языке Clipper, контролирует, в течение какого срока вышла из строя та или иная деталь, и сравнивает этот срок с нормативным. Накапливающаяся статистика помогает стимулировать сотрудников ремонтных бригад к повышению качества работы, формировать заказы для закупки комплектующих и подбирать более надежные запасные части.

Еще в 1994 г. в тресте "Электротранспорт" была внедрена "Система автоматической регистрации движения" (САРД). На крыше каждого поезда был установлен металлический гребешок, зубцы которого образуют штриховой код. По городу разбросаны восемь контрольных точек с оптическими считывающими устройствами, подключенными к выделенным телефонным линиям.

Сигналы со всех точек сведены в диспетчерскую, где имеется специальная электронная плата концентратора, соединенная с персональным компьютером через последовательный порт. Резидентная программа записывает поступающую информацию в файл, который анализируется программой САРД, написанной на языке Clipper. Диспетчер имеет оперативную информацию о том, какой водитель отклонился от расписания и на какое время. Эта информация сохраняется в базе данных и может быть в случае необходимости извлечена даже через несколько лет.

В начале внедрения САРД некоторые водители противодействовали строгому контролю - загибали зубья гребешков на крыше трамвая, набрасывали кепки на оптические датчики и даже разбивали их. Сегодня все это в прошлом, и положительный результат ощущают все жители Магнитогорска. Система позволила практически исключить случаи, когда трамваев приходилось ждать по 30-40 минут. Сегодня допускается отклонение от графика не более чем на пять минут, а десятиминутная задержка, не связанная с серьезной аварией на линии, считается чрезвычайным происшествием.

На   каждом   трамвае   в   Магнитогорске

установлен "гребешок" со штрих-кодом

В июле 2000 г. фирма "СофтИнКом" сделала для треста еще одну систему - "Расписание движения вагонов" (РДВ). В Магнитогорске имеется три трамвайных депо, и каждый поезд приписан к одному из них. Одновременно на линиях находится до 300 вагонов, объединенных в одно-, двух- и трехвагонные поезда, причем через некоторые точки, например через площадь Мира, проходит 40-45 поездов в час.

Когда какая-либо трамвайная линия вводится в строй, закрывается на ремонт или открывается после него, службе движения приходится существенно переделывать расписание, меняя даже приписку конкретных вагонов к тому или иному депо.

Полностью автоматизировать процедуру составления расписания не удалось - слишком сложна задача. Для этого нужно учесть массу факторов, как очевидных для горожан (пересечение трамваев на перекрестках, изменение нагрузки в часы пик, выравнивание интервалов на всех участках движения и пр.), так и известных только профессионалам (например, раз в четыре дня каждый поезд пропускает один рейс, заезжая на проверку в депо). Поэтому сетевая программа, рассчитанная на одновременную работу 3-5 человек, берет на себя в основном рутинные функции по ведению базы данных, выдаче наглядных отчетов, печати расписаний и путевых листов. Тем не менее если раньше на составление и полную "притирку" нового расписания тратилось 6-8 недель, то теперь этот срок сократился вдвое. С учетом того, что в год расписание приходится серьезно изменять 2-3 раза, а небольшие корректировки по пожеланиям водителей и массовым заявкам пассажиров идут постоянно, получившаяся "человеко-машинная" система позволила значительно сократить трудозатраты в службе движения, снизить число ошибок и дала руководителям треста возможность маневра.

Программа "Расписание движения вагонов" выводит удобные и наглядные графики

В настоящее время фирмой "СофтИнКом" создается новая версия системы управления ремонтными работами, которая помимо модуля "Движение номерных ресурсов" предусматривает модули "Деталировка вагона и технологические карты", "Управление складскими запасами", "Планирование и управление производством и ремонтами. Учет затрат". Так, в тресте "Электротранспорт" начинается постепенная интеграция производственного, складского и бухгалтерского учета.

В САРД в ближайшие годы планируется увеличить число контрольных точек до сотни, чтобы отслеживать положение каждого поезда с точностью до 100 - 200 м. Конечно же, со временем САРД и РДВ будут соединены в единую схему. Для "СофтИнКом" это работа на будущее, когда можно будет "клонировать" созданные системы для использования в разных городах. Как отметил директор "СофтИнКома" Владимир Долженков, компания сегодня зарабатывает деньги на нескольких направлениях, но значительную часть своих ресурсов расходует на развитие ПО, создаваемого группой из пятнадцати программистов.

Версия для печати