Трёхликая ГИС “Софтула”

     ВЫСТАВКИ

В этом году на “Софтуле”, прошедшем с 25 по 29 сентября в ВВЦ, можно было найти три стенда со следами геоинформационных систем. Со временем плотность ГИС на единицу площади “Софтула” не меняется: в 1999-м, например, таких стендов было тоже три, правда, других. Если тогда геоинформационные системы олицетворялись компаниями “Геолинк” (www.geolink-ltd.com), “Киберсо” (www.kiberso.glasnet.ru) и НИИ автоматической аппаратуры им. В. С. Семенихина, то двумя годами позже из троицы остался на месте только последний. На нынешнем “Софтуле” ГИС представляли компании - разработчики САПР. Так, на стенде Русской промышленной компании (РПК, www.cad.ru), дистрибьютора Autodesk в России и СНГ и спонсора и соорганизатора выставки, можно было видеть AutoCAD Map, MapGuide, Land Development Desktop и многие другие ГИС-продукты. Фирма CAD House (www.cadhouse.sitek.ru), партнер Bentley Systems в России, демонстрировала MicroStation GeoGraphics, Descartes, InRoads, Geo-Terrain и TopoGraph.

Новые “Горизонты”

“Горизонт” (www.gisa.gubkin.ru/gis_serv/Market/Soft/10Gorisont.htm) является векторной геоинформационной системой, разработанной НИИАА им. акад. Семенихина. По словам одного из разработчиков, Алексея Никитина, особенностью этой ГИС является то, что она работает под управлением практически всех операционных систем, которые можно найти в нашей стране. “Пока мы работаем в основном с корпоративным заказчиком, коробочного варианта у нас нет”, - сказал г-н Никитин. Наиболее популярна ГИС “Горизонт” в дорожной отрасли, где с ее помощью отслеживается перемещение мобильных объектов, а также в МПС и у военных.

 

Незаметный CAD House

 

Компанию CAD House редко можно встретить на выставках, наверное, потому, что она придерживается тактики прямых продаж. На “Софтуле” эта фирма демонстрировала ГИС MicroStation GeoGraphics, предназначенную для работы с векторными картами, сетевого анализа, построения тематических карт и т. п. MicroStation Descartes призван обрабатывать растровые картографические данные, помогает проводить ручную и полуавтоматическую векторизацию, вывод на печать гибридной растрово-векторной графики. Семейство продуктов InRoads, состоящее из нескольких модулей, предназначено для проектирования автомобильных и железных дорог, мостов, дренажных систем. GeoTerrain является инструментом для моделирования рельефа местности, определения его структурных линий, построения срезов, расчета объемов грунта.

Как ГИС Красноярску миллиард сэкономила

 

ГИС от Autodesk становятся все более заметными и востребованными на рынке, так как новые разработки этой компании, во-первых, опираются на развитую и популярную систему автоматизированного проектирования, что на практике означает тесную интеграцию между инженерными и геоинформационными приложениями, а во-вторых, Autodesk активно работает в этом направлении, развивая существующие продукты и разрабатывая новые. По словам Галины Емельяновой, руководителя отдела ГИС РПК, в последнее время еще два дилера фирмы - “Апекс” и “Конструктор” - начали продавать геоинформационные системы Autodesk (всего геоинформатикой занимается 15 из 100 дилеров РПК).

Владимир Демочко и Галина Емельянова

Красноярский офис РПК недавно реализовал проект, предусматривающий создание геоинформационной системы, содержащей оперативную информацию о состоянии дорог, необходимую для расчета количества материалов для их ремонта. Как рассказал директор представительства РПК в Красноярске Владимир Демочко, необходимость внедрения новых технологий возникла из-за постоянно возрастающих объемов проектных работ. Проведя исследование, компания выяснила, что простое увеличение количества работников очень выгодно в первый год, на второй преимущество становится неявным, а начиная с третьего набирать штаты невыгодно, так как выплаты зарплаты и аренды со временем не снижаются, количество ошибок растет пропорциональко количеству работников, а технология не развивается. Если же внедрять новую технологию с использованием ГИС, то первичные вложения достаточно высоки (порядка 25-30 тыс. долл), но штат не увеличивается, а ошибок становится все меньше. Кроме того, здесь есть и другие очевидные преимущества. Г-н Демочко сообщил, что уже первый проект, выполненный с использованием новой технологии, принес существенную выгоду - ранее толщина асфальта, укладываемого на дорогу, считалась с точностью ± 2 см. При этом подрядчики часто сообщали, что асфальта им не хватило, и заказывали еще. Использование ГИС сразу ясно показало, что асфальта хватает, и с большим запасом. В результате первый же проект позволил сэкономить 20 машин асфальта и 1,5 км бордюрного камня, а общая экономия на ремонте только двух улиц составила порядка 4 млн. руб.

С новой системой, получившей название “ГИС по ремонту дорог Красноярска”, точность расчетов возросла с 80 до 96%. Сумма, выделяемая подрядчикам на ремонт, уменьшилась с 1,5 млн. руб. на 1 км дороги до 886 тыс. руб. А за год эксплуатации системы город сэкономил 1,5 млрд. руб.

Версия для печати