СЕМИНАРЫ

Семинар компании “Инфосистемы Джет” собрал крупнейших ее клиентов на атлантическом побережье Португалии

На географической карте Европы Португалия - лишь узкая полоска на краю Пиренейского полуострова, с юга и запада омываемая водами Атлантического океана. Благодаря влиянию холодного Канарского течения погода здесь капризнее, а температура ниже, чем в тех же широтах Средиземноморья, но в самой южной части страны, прибрежной провинции Алгарве, как утверждает туристический путеводитель, в году бывает не менее 3000 солнечных часов. Именно здесь, в самой середине скалистой части Алгарве, неподалеку от небольшого городка Армасао-ди-Пера компания “Инфосистемы Джет” провела в конце сентября семинар для крупных корпоративных клиентов под общим названием “Опыт построения и эксплуатации корпоративных информационных систем”. Поддержку в его проведении оказали партнеры компании: Sun Microsystems, Hewlett-Packard, Nortel Networks, Oracle, Veritas Software.

Владимир Елисеев: “Мы приняли

сознательное решение о том, что наша сфера

деятельности - это создание инфраструктуры”

В истории “Инфосистем”, насчитывающей уже без малого десять лет, это второй выездной семинар. Первый состоялся в прошлом году в Словении и, по словам Владислава Дмитриева, возглавляющего маркетинговый отдел компании, оказался чрезвычайно успешным. Есть все основания полагать, что и второй семинар, на который были приглашены представители Центробанка, “Газпрома”, “Лукойла”, Тюменской нефтяной компании, “ВымпелKома” и ряда других крупных организаций (всего более 60), только закрепит положительный опыт, а сама идея проведения выездных конференций перерастет в ежегодную традицию.

Наша цель - инфраструктура

Большинство приглашенных в Армасао-ди-Пера так или иначе уже сотрудничали с компанией “Инфосистемы Джет”, но вряд ли имели о ней целостное представление как о системном интеграторе. Да и само понятие “системный интегратор” за последние годы претерпело существенные изменения и требует конкретизации в отношении любой фирмы, относящей себя к категории интеграторов. Видимо, поэтому, открывая семинар, генеральный директор компании Владимир Елисеев сразу же расставил точки над i: “Мы приняли сознательное решение о том, что наша сфера деятельности - это создание инфраструктуры. Одни фирмы занимаются прикладными системами, другие - бизнес-процессами, а наша главная задача - построить такую инфраструктуру, на которой любая прикладная система будет работать надежно”.

Сергей Тарасов: “Доля Unix-систем в

России растет, и это означает, что страна

становится более цивилизованной”

Хотя некоторое время назад, в период стремительного роста популярности коробочных продуктов, высказывались серьезные сомнения по поводу перспективности выбранного компанией направления, последние два-три года, по словам Елисеева, были отмечены непрерывно растущим спросом на ее услуги. Оказалось, что инфраструктура крупных фирм и организаций усложняется настолько быстро, что их собственный ИТ-персонал не успевает полноценно отслеживать изменения и обеспечивать эффективность ее работы. Этим в первую очередь и обусловлена потребность в услугах фирм, целенаправленно занимающихся инфраструктурой. Разница в возможностях собственного штата и сторонней специализированной фирмы в данном случае примерно такая же, как между инженером-эксплуатационщиком и сервисным инженером. Чем выше квалификация первого, тем реже в обслуживаемой им системе возникают нештатные ситуации и тем меньше он готов к их преодолению, в то время как для второго это обычная повседневная работа.

В своем выступлении Елисеев выделил несколько основных факторов, свидетельствующих о выдвижении задачи построения надежной защищенной инфраструктуры на передний план:

- в России появились действительно большие системы, объединяющие множество географически распределенных объектов с числом пользователей более 500. В таких системах задействованы десятки и даже сотни серверов, а объемы данных в ряде случаев превышают 1 Тб;

- многие современные системы должны функционировать в непрерывном режиме (так, например, работают операторы связи). Допустимое время простоя порою ограничивается интервалом 5-30 мин, превышение которого воспринимается как ЧП;

- в организациях и компаниях появились конфиденциальные данные, потеря или несанкционированное распространение которых влечет за собой реальный экономический ущерб;

- в эксплуатацию запущены или готовятся к запуску действительно сложные решения: сети хранения данных, кластерные комплексы.

Все это внесло существенные коррективы в работу системного интегратора. Принимаясь за создание новой системы, он уже не может миновать стадию разработки проекта, как это бывало ранее. “Без нормальной проектной проработки сделать большую систему невозможно: изначально отведенные на ее создание сроки практически никогда не выдерживаются, а стоимость растет непредсказуемо”, - утверждает Елисеев.

Сегодня структура компании “Инфосистемы Джет”, в штате которой насчитывается около 200 человек, нацелена на решение разнообразных задач по проектированию и сопровождению сложных корпоративных систем. Ее основу составляет технический центр, который, собственно, и отвечает за выполнение обязательств, взятых на себя компанией. На его организацию ушло довольно много времени, но теперь, как утверждают руководители “Инфосистем”, закончено формирование отделов как самостоятельных бизнес-единиц. Помимо проектных отделов в него вошел и сервисный центр компании, в настоящее время сопровождающий порядка 300 серверов.

Около года ушло на создание нового технического стенда для отработки и тестирования предлагаемых заказчикам решений. В него вложено около полумиллиона долларов, и некоторые его составляющие (телекоммуникационное оборудование, сети хранения данных) специалисты компании считают уникальными.

Важным шагом для “Инфосистем” также стало выделение лаборатории программных разработок в отдельное направление, что позволило снять зависимость интеграционных отделов от собственных продуктов фирмы.

Сегодня на ее счету порядка 1,5 тыс. инсталляций Unix-систем, установка около 30 кластеров и целый список лицензий на проведение работ любого уровня сложности.

Говоря о направлениях, популярность которых быстро растет, Елисеев выделил следующие:

- оборудование залов центров обработки данных;

- создание интегрированных сетей передачи голоса и данных;

- внедрение систем управления сетями и сервисами;

- аудит защищенности ИС.

Активно развиваются и другие направления, в частности оптимизации и модернизации сетей. Совершенно новая задача - эффективная организация эксплуатации ИС. “Многие компании начинают понимать, что технические средства управления должны быть дополнены организационными мерами, - отметил Елисеев. - Об этом немало говорят, но почти никто этим конкретно не занимается. В ближайшие год-полтора ситуация начнет меняться и фирмы станут выстраивать службы эксплуатации таким образом, чтобы обеспечить надежное функционирование корпоративных систем”.

И наконец, большие надежды “Инфосистемы Джет” возлагают на промышленный интранет, т. е. на системы, построенные на базе Web-технологий, но рассчитанные на жесткие условия промышленной эксплуатации.

Тема дня - защита инвестиций

Совершенно очевидно, что общие подходы к созданию и развитию корпоративной ИТ-инфраструктуры невозможно сформулировать без оглядки на то, что сегодня происходит в ИТ-индустрии как в России, так и в мире в целом. Надо отдать должное организаторам семинара - они позаботились не только о том, чтобы обрисовать слушателям профиль компании, но и постарались прояснить общую картину происходящего в сфере высоких технологий. Об этом, в частности, говорили главы российских представительств Sun Microsystems, Hewlett-Packard, Nortel Networks.

Лейтмотив их выступлений был во многом продиктован отмечаемым в мировой ИТ-индустрии спадом. “Я нисколько не удивлюсь, если к концу 2002 г. объем бизнеса и численность персонала ведущих телекоммуникационных производителей сократится втрое по сравнению с тем, что имелось на конец 2000 г.”, - заявил Евгений Лисицин, глава представительства Nortel Networks.

Еще недавно в ожидании быстрого перехода экономики на рельсы электронной коммерции эксперты прогнозировали стремительный рост Интернет-трафика, в котором объем передаваемых данных должен был существенно превысить голосовой трафик. Оптимистические прогнозы побуждали инвесторов вкладывать средства в создание новой инфраструктуры, а корпорации - в закупку новейшего оборудования и ПО. Между тем едва наметившийся энергетический кризис в США очень быстро продемонстрировал шаткость выстроенной конструкции, и сегодня мир вновь отдает приоритет традиционным формам бизнеса, вполне увязывая их с идеей интернетизации экономики. Это означает, что отныне каждый доллар будет вкладываться в те или иные проекты со значительно большей осторожностью и только после предварительного анализа возможной отдачи.

Общий вывод из сложившейся ситуации, характеризуемой также тем, что львиная доля денег, которые потребители готовы платить за услуги, по-прежнему относится к голосовой сфере, заключается, по словам Лисицина, в том, что сегодня не приходится говорить о революционном отказе от старой инфраструктуры и строительстве новой. “Самым важным, - считает он, - становится максимальная защита ранее сделанных инвестиций, приспособление систем к меняющимся условиям за счет постепенного перехода на новые технологии, расширения функциональности, предоставления дополнительных услуг при максимальном извлечении денег из уже имеющейся инфраструктуры. А если встает вопрос о закупке нового оборудования, то оно должно отвечать в первую очередь сегодняшним требованиям, но допускать миграцию в сторону IP-центрического мира, потому что за ним будущее. Неясно только, когда оно наступит, ибо связано с технической готовностью всех необходимых протоколов и, главное, с экономической целесообразностью. По крайней мере до 2005 г. этого не произойдет”.

Ряд тенденций, наблюдаемых сегодня в компьютерной отрасли, отметил в своем выступлении Сергей Тарасов, глава представительства компании Sun Microsystems в СНГ. В числе основных - постепенное ослабление привязки заказчика к тому или иному поставщику и наметившаяся трансформация компьютерного мира, переживающего свою сетевую стадию, в мир объединяемых сетью разнородных компьютеризированных вещей. Параллельно возрастает значение вычислительных центров и центров данных, как правило, представляющих собой совокупность оборудования и решений разных производителей. В будущем мире напичканных микро-роцессорами предметов повседневного пользования таким центрам предстоит играть примерно ту же роль, какую сегодня выполняют электростанции, питающие современные бытовые приборы.

С технологической точки зрения эти тенденции означают изменение подхода к протоколам и стандартам. “Сегодня делать что-либо, не опираясь на открытые стандарты, по крайней мере недальновидно, - констатирует Тарасов. - Будущее принадлежит технологиям, обеспечивающим как переносимость данных, так и переносимость программ”.

Участников семинара приютил уютный отель

“Викинг”, расположенный на берегу океана

Среди сложностей, с которыми сталкиваются предприятия, создающие собственные центры данных, Тарасов выделил проблемы масштабируемости применяемых решений, конфигурирования систем, организации защиты критически важной для бизнеса информации, концентрируемой в одном месте, а потому представляющей большой интерес для недоброжелателей и конкурентов. Причем для российских пользователей основные риски связаны, как правило, не с качеством поставляемого производителями оборудования, а с ошибками конфигурирования ИС, нарушением регламентов обслуживания систем, недостатком опыта у специалистов, непосредственно выполняющих проект (т. е. по сути с человеческим фактором). В результате растет нагрузка на ИТ-персонал компаний, повышаются требования к его квалификации, возрастает значение организационных мер, обеспечивающих наряду с техническими средствами эффективную эксплуатацию корпоративной ИС.

Ставка на партнера

О том, какую помощь в решении подобных задач “Инфосистемы Джет“ могут оказать крупным компаниям, собственно, и шел разговор на семинаре. Фирма, на счету которой десятки реализованных проектов по созданию крупных сетей (например, на 1000 пользователей), без сомнения, лучше справится с построением сложной сети, чем собственный штат инициировавшей проект организации. Между тем задачи интегратора, как полагают в “Инфосистемах Джет”, сегодня существенно шире - он должен заполнить пробелы, возникающие в отношениях между заказчиком и поставщиком оборудования. А таких пробелов немало.

В рамках экскурсионной программы участники

семинара могли полюбоваться и красотами

атлантического побережья

Скажем, оборудование серверной комнаты требует решения целого комплекса различных вопросов, от которых во многом зависит не только надежность работы установленной аппаратуры, но и его сохранность (на семинаре упоминались случаи, когда по совершенно нелепым причинам компании лишались оборудования стоимостью в сотни тысяч долларов). Другой пример - отслеживание и решение проблем совместимости решений различных поставщиков. Порой вовсе не просто выяснить, что является причиной сбоев в системе, и в такой ситуации интегратор может взять на себя функции независимого эксперта.

Вопрос защиты инвестиций как основы технической политики компаний после нескольких лет нередко спонтанного развития их сетей заставляет включить в повестку дня и проведение аудита ИС. Собственно, без аудита, позволяющего получить точную карту сети и выявить ее слабые точки, невозможно говорить о том, насколько эффективно функционирует корпоративная ИС, определить пути повышения ее эффективности, а также решить другую актуальную задачу - обеспечить защиту данных, ибо не в каждой системе, как утверждают специалисты “Инфосистем”, их можно защитить в принципе.

Перечисленные направления - это только часть того, чем сегодня занимаются “Инфосистемы Джет”. Всего же на семинаре прозвучало более 20 докладов, посвященных различным аспектам деятельности компании, каждый из которых - тема отдельного разговора.

“Инфосистемы Джет”: (095) 972-1332.

 

Версия для печати