ОБЗОРЫ

Грамотное управление инфраструктурой экономит 20% бюджета

В сентябре корпорации IBM и Peregrine Systems объявили о создании стратегического альянса, по условиям которого подразделение IBM Global Services будет внедрять системы Peregrine и предлагать различные услуги по их поддержке, в том числе и в нашей стране.

Слева направо: Эберхард Митке, Билл Адамсон, Сергей Цейтлер

Месяц спустя Россию посетили менеджер компании Peregrine Systems по новым рынкам Эберхард Митке (Eberhard Miethke) и менеджер по техническим вопросам Билл Адамсон (Bill Adamson). С ними, а также с представителем их партнера - Сергеем Цейтлером, директором IBM Global Services в России, встретился обозреватель PC Week/RE Сергей Бобровский и выслушал подробный рассказ о решениях Peregrine для управления инфраструктурой. Его сокращенный вариант приведен ниже.

Зачем надо управлять инфраструктурой

Информация о системах для управления инфраструктурой (asset management systems) в российских компьютерных изданиях встречается пока весьма редко. Это связано с тем, что отечественный рынок только достигает уровня, когда появляется реальный спрос на подобные продукты.

Системы для управления инфраструктурой (которая, по мнению Peregrine, включает персонал, рабочие места, предметы, идеи и финансы) применяются в мире довольно давно - прежде всего в телекоммуникационной, промышленной, торговой сферах. Предполагается, что в России спрос на них проявят телекоммуникационные и нефтегазовые компании и банки.

Зачем нужны системы, предлагаемые Peregrine? Главная их задача - поддерживать весь жизненный цикл (приобретение, внедрение, управление, эксплуатацию, обслуживание и списание) ресурсов, входящих в инфраструктуру предприятия, отображать различные аспекты их стоимости (расходы на эксплуатацию, поддержку и сопровождение) и управлять ими, минимизировать стоимость владения и максимизировать отдачу и эффективность работы. При этом элементом инфраструктуры не обязательно должен быть только компьютер - это может быть любой другой предмет (рабочий стол или автомобиль), сотрудник, документ, график и т. п.

Решения Peregrine позволяют найти ответ на пять основных вопросов, связанных с управлением инфраструктурой: какие ресурсы имеются в наличии, где они находятся в определенный момент, сколько стоит их обслуживание, как хорошо они функционируют и отвечают ли они задачам бизнеса компании.

Без обследования не обойтись

Перед внедрением подобных систем необходимо провести обследование организации, чтобы понять ее бизнес-процессы и определить основные проблемы - например, правильно ли выполняется закупка оборудования и его эксплуатация, как работают сотрудники и т. д. Конечная цель подобного обследования - помочь компании сэкономить деньги. Представители Peregrine особо отметили, что они выполняют не реинжиниринг бизнес-процессов в обычном понимании, а занимаются специализированной экспертизой деятельности предприятия, направленной прежде всего на повышение эффективности его инфраструктуры. В частности, в отчете, выдаваемом Peregrine после этого этапа, указываются конкретные сроки окупаемости проекта и возврата инвестиций. Это - одна из главных причин, по которым IBM Global Services выбрала Peregrine в качестве своего стратегического партнера.

IBM Global Services имеет собственную методологию реализации проектов по управлению жизненным циклом корпоративных ресурсов и всей инфраструктуры, но имеются востребованные клиентами IBM специфические области деятельности, в которых корпорации проще работать совместно с партнерами. Основные критерии их отбора - стабильность, скорость роста, профессионализм и положительные отзывы клиентов.

Продукт для управления инфраструктурой

Основной продукт Peregrine называется AssetCenter. Он во многом ориентирован на руководителей ИТ-служб (CIO) и финансовых директоров (CFO), так как предоставляет информацию, необходимую прежде всего для правильного ведения бизнеса. Он не просто отображает текущую инфраструктуру организации, но и позволяет управлять ею, а также работать с элементами инфраструктуры в динамике с учетом их финансовых показателей. Немаловажно, что элементы могут быть как материальными (например, компьютер), так и нематериальными (например, проект) - ведь все они требуют учета и управления.

Продукт состоит из четырех модулей. Asset Management предназначен для отслеживания состояния каждого элемента инфраструктуры на протяжении его жизненного цикла. Элемент характеризуется физическими свойствами, финансовыми параметрами, местонахождением, структурным подразделением, владельцем, документом (например, договором) и дополнительными бизнес-свойствами. Элементы представляются в виде иерархических структур с наборами свойств и могут включать произвольное число объектов других типов. В дополнение к множеству стандартных типов допускается создание собственных типов оборудования и оригинальных свойств. При внедрении модуль настраивается на конкретную организационную структуру предприятия.

Procurement Management отвечает за процесс приобретения предмета - начиная с отбора в каталоге и формирования запроса через Интернет и до получения товара. С помощью этого модуля удается стандартизовать и автоматизировать рутинные процессы покупки товаров и услуг.

Leasing Management позволяет управлять контрактами со сторонними исполнителями, контролируя оборудование, принятое или сданное в аренду, на сервисное обслуживание, а также действия, связанные со страхованием элементов инфраструктуры. Этот модуль помогает составлять планы амортизации оборудования, определять требующие ремонта объекты, учитывать зарплату внешних подрядчиков, следить за арендными сроками и т. п.

Cost Management дает возможность анализировать и управлять финансовой многовалютной информацией, связанной с любыми элементами, отслеживать все виды расходов, определять отдачу от инвестиций, разносить стоимость по различным видам бюджетов и т. п. Правила различных вычислений можно задавать с помощью встроенного языка сценариев.

Каждый модуль ведет собственную БД, доступ к которым предоставляется пользователями в виде единого репозитория (через промежуточный шлюз).

В AssetCenter реализованы функции поддержки рабочих потоков, что позволяет организовывать обмен информацией между персонами, ответственными за принятие решений, и выдавать уведомления и предупреждения в зависимости от различных условий. Схемы бизнес-процессов задаются в графическом редакторе.

Основной акцент в AssetCenter сделан на мониторинге каждого элемента инфраструктуры на протяжении его жизненного цикла (отслеживание перемещений и износа, учет фактов обслуживания, ремонта, сдачи в аренду и т. п.). С помощью системы запросов можно определять, как работает персонал, почему простаивает то или иное оборудование, узнавать текущее состояние объектов, прогнозировать потребности в ресурсах и расходы на сопровождение, планировать ремонты, выявлять наиболее убыточные элементы и т. д.

Продукт обеспечивает несколько уровней пользовательского доступа и возможность обращения к нему из браузера. Он использует СУБД Microsoft SQL Server, Oracle или Sybase и стыкуется с внешними системами автоматической инвентаризации оборудования или ПО (типа Tivoli), записывающими собранные сведения непосредственно в БД AssetCenter, а также с ERP-системами компаний PeopleSoft и SAP. Определенные учетные возможности, связанные с инфраструктурой организации, в современных КИС имеются, но они не столь гибки и всеохватны, как специализированные решения Peregrine, которые предоставляют развитые средства поиска и анализа информации и обрабатывают не только стоимостные характеристики.

Лицензирование AssetCenter может выполняться различными способами - например, по количеству пользователей или обслуживаемых устройств. По приближенным прикидкам, одно рабочее место обойдется в несколько сот долларов. Сразу все модули AssetCenter приобретать не обязательно - продукт можно покупать по частям.

Service Center оптимизирует обслуживание

Задачи оптимизации работы сервисных служб предприятия решаются с помощью линейки продуктов Peregrine Service Center. Их главная особенность заключается в обеспечении работы служб ИТ в соответствии с требованиями международных стандартов на сервисное обслуживание, разработанных консорциумом ITIL (IT Infrastructure Library, www.itil.co.uk).

В Service Center входят следующие модули:

- Contract Management, предназначенный для сбора информации по активным контрактам - с его помощью отслеживают сроки действия, время начала и окончания, стоимостные параметры, используемые ресурсы и т. п.;

- SLA Management для контроля за соблюдением соглашений о предоставлении услуг пользователям;

- Inventory Management, обрабатывающий учетные и инвентарные данные о конфигурации аппаратных средств (ПК, сетевое и периферийное оборудование) и установленного ПО;

- Incident Management, ответственный за решение возникающих в информационной системе предприятия проблем (например, отсутствие доступа к ресурсу, смена пароля пользователя и т. д.);

- Change Management для учета и управления изменениями в этой системе;

- Work Management для управления проектами, содержащий средства построения диаграмм Ганта, организации работ, планирования ресурсов и контроля исполнения.

Вся хранимая продуктами информация доступна из любых модулей Service Center и AssetCenter.

Service Center реализован в клиент-серверной архитектуре для платформ Windows NT/2000 и различных версий Unix. Он использует СУБД Microsoft SQL Server, Sybase или Oracle и может быть состыкован со средствами коллективной работы Lotus Notes и Microsoft Exchange.

Партнерство IBM и Peregrine

Альянс IBM и Peregrine, согласно которому IBM Global Services будет поставлять ПО Peregrine и услуги по системной интеграции в виде единого пакета, сформирован в рамках недавно открытого IBM направления по управлению ресурсами и инфраструктурой предприятия (Infrastructure Resource Management). IBM Global Services планирует провести сертификацию консультантов по продуктам Peregrine и создать российскую партнерскую сеть (преимущественно на основе уже действующих каналов продаж Peregrine и Remedy).

По данным Gartner Group, свободный доступ персонала компании к корректной инвентарной информации вдвое снижает время реакции на обращения пользователей, а по оценкам IDC, к 2004 г. компании, правильно управляющие собственной инфраструктурой, смогут снизить свои годовые расходы в среднем на 20%. Легче всего это сделать, применяя подходящие программные технологии.

IBM Восточная Европа/Азия: (095) 940-2000.

Компания Peregrine Systems основана в 1981 г. По оценкам Gartner Group и Meta Group, она - лидер на рынке систем управления инфраструктурой.

Клиенты Peregrine - 92% компаний из списка Fortune 500.

Оборот Peregrine растет ежегодно на 75%, в 2000 г. он составил 600 млн. долл. В этом году Peregrine приобрела фирму Remedy, теперь ее численность - 4 тыс. сотрудников в 90 представительствах по всему миру.

Доля внедренческих услуг в Peregrine колеблется от 20 до 50% (в зависимости от сложности проекта).

Версия для печати