ПРОЧТИТЕ ВМЕСТЕ С ФИНДИРЕКТОРОМ

Сергей Шебек, Светлана Николаева

Рассмотренные в “Контрольном листе” вопросы не зависят от “профиля будущих требований”. Требования к системе управленческого учета (УУ), получаемые из ответов на данные вопросы, являются своего рода минимально необходимым “джентльменским набором”.

Сергей Шебек

Вторая группа вопросов, на которые необходимо ответить в ходе “инвентаризации”, непосредственно вытекает из “профиля будущих требований”. Как уже было отмечено, ответы на эти вопросы должны определить:

- что из прошлого соответствует “будущим требованиям” и можно ли это просто перенести в формируемую методологическую модель;

- от чего из прошлого придется отказаться, поскольку оно противоречит будущим требованиям;

- что в “будущих требованиях” необходимо скорректировать (по крайней мере, на ближайшее будущее), поскольку имеющееся “прошлое” не позволяет их осуществить.

Светлана Николаева

Переходя к формированию “будущих требований”, в первую очередь необходимо определиться с будущим. Что называть будущим? То, что будет через квартал? Или то, что будет в следующем году? Пожалуй, правильнее методологическую модель закладывать на несколько лет вперед. Отсюда вытекает совершенно естественный вывод, что “будущие требования” должны опираться на стратегические планы предприятия.

Как известно, одним из возможных форматов представления стратегии является набор (совокупность) частных предметных (функциональных) стратегий (или политик) - товарно-рыночной, ресурсно-рыночной, производственно-технологической, управленческой и т. д. На основе анализа содержания этих стратегий (политик) и формируется “профиль будущих требований”.

Попробуем проиллюстрировать это с помощью табл. 1.

Таблица 1. Ассортиментная политика

Какие же требования к методологической модели системы УУ предъявляет будущая ассортиментная политика?

Во-первых, “большая степень технологической обработки” означает, что появятся дополнительные технологические переделы. Для управления производством, планирования и контроля затрат эти переделы необходимо выделить в качестве объектов управления.

Во-вторых, “расширение вариантов исполнения” требует, для управления производством и контроля уровня рентабельности, выделения этих вариантов исполнения продуктов в качестве дополнительных объектов управления.

В-третьих, “быстрое обновление” предполагает проектную организацию работ по созданию новых продуктов. Поэтому в качестве объектов управления должны быть выделены проекты. Кроме того, для управления созданием новых продуктов могут быть использованы концепции target-costing (о которой говорилось в одной из предыдущих статей “сериала”, см. PC Week/RE, № 41/2001, c. 29) и “жизненного цикла продуктов”.

Разумеется, формируемая на этом этапе методологическая модель носит самый общий характер, обозначенный грубыми мазками. В дальнейшем ее элементы будут конкретизироваться, детализироваться. В том числе с возможностью их вариантности. Как это может выглядеть, рассмотрим на примере стратегии рыночной конкуренции (табл. 2).

Таблица 2. Рыночная конкуренция

Для “завоевания клиентов путем максимального учета требований покупателя” понадобится индивидуализация производства за счет перехода на схему “позаказного” производства. Конечно же, для управления “позаказным” производством и контроля рентабельности заказов их как минимум нужно выделить в отдельную категорию объектов управления. “Позаказное” управление предполагает по крайней мере два варианта реализации.

В том случае, если заказы представляют собой набор относительно стандартных (по конструктивным и технологическим признакам) продуктов, их индивидуализация будет ограничиваться непосредственно процессами производства. Заказы и останутся таковыми.

Если же реализация заказов предполагает нестандартные решения в области конструкции и (или) технологии, необходимо участие конструкторско-технологических служб. При этом будет иметь место проектирование на заказ, и соответственно объект управления “заказ” можно интерпретировать как объект управления “проект”.

На примере ресурсно-рыночной стратегии проиллюстрируем возможность дифференциации во времени методологической модели (табл. 3). Данная ситуация может возникнуть вследствие обнаружения противоречий “будущих требований” и сложившейся практики ведения управленческого учета.

Таблица 3. Стратегия выбора поставщиков

“Расширение перечня поставщиков” потребует введения процедуры оценки поставщиков. Среди критериев, по которым будут оцениваться поставщики, кроме репутации поставщика, точности выполнения поставок, количества рекламаций может быть и схема “стоимость материалов - затраты на обработку - цена готовой продукции”. Для ее практического использования необходимо иметь как минимум информацию о затратах на обработку. Допустим, что в ходе инвентаризации был сделан вывод об отсутствии в существующей системе управленческого учета адекватных данных о затратах на производство. Соответственно, исходя из сегодняшнего состояния системы управленческого учета, является невозможным включение этой схемы в методологическую модель. Однако, как говорил вождь, “нет таких крепостей, которые не взяли бы большевики”. Повторимся: методологическая модель формируется не на квартал и даже не на год вперед, она может включать в себя элементы “будущего идеала”. Поэтому внести в нее упомянутую схему можно уже сейчас, если предположить, что со временем будут созданы необходимые условия для практической реализации этой схемы.

Еще одним примером дифференциации во времени может служить ситуация со стратегией в отношении персонала (табл. 4).

Таблица 4. Кадровая стратегия

Обеспечить “постоянное повышение мотивации и удовлетворенности” предполагается в том числе и за счет разукрупнения центров ответственности и делегирования управленческих полномочий на нижестоящие уровни. Конечно, данный элемент методологической модели целесообразно реализовать за несколько итераций. По мере наработки необходимой управленческой практики, последовательно, уровень за уровнем будут разукрупняться центры ответственности с передачей им все большего объема полномочий.

В заключение необходимо несколько слов сказать о процедуре создания корпоративных стандартов и о ее влиянии на формирование методологии. (Под корпоративными стандартами в данном случае понимается совокупность внутренних нормативных документов, которые формализуют принципы, регулирующие деятельность предприятия.) Да, методология первична, и именно в корпоративных стандартах она закрепляется, т. е. сначала формируется набор принципов, а затем они фиксируются в документах. Но, как это ни странно на первый взгляд, не исключена обратная последовательность, когда создание стандартов может помочь в формировании методологии.

Например, готовится “Положение о порядке планирования деятельности предприятия”. Как нас учили в школе, сочинение следует начинать с подготовки плана. План методологической части “Положения о планировании”, в которой необходимо описать основные принципы планирования деятельности предприятия, может выглядеть следующим образом.

1. Цели планирования - какой из планов (бюджетов) должен получиться “на выходе”.

2. Определение перечня используемых в планировании основных и вспомогательных планов (бюджетов) с их краткой характеристикой.

3. Последовательность процедуры планирования, т. е. составления планов. Требования к информации, которая берется из одного плана и используется для составления другого.

4. Описание организационно-финансовой структуры предприятия и закрепления основных и вспомогательных планов за структурными единицами.

5. Форматы бюджетов - какую информацию они должны отображать, набор показателей для каждого бюджета, степень их детализации.

И так далее.

Представленный план “Положения о планировании” будет служить своего рода подсказкой, руководством при формировании методологии, четко определит перечень вопросов, которые необходимо проработать при формировании методологии планирования. Таким образом, не исключен вариант, когда можно идти не от методологии к документу, а наоборот.

Конечно же, в рамках одной публикации невозможно охватить все аспекты, вопросы и проблемы формирования методологии. Однако не приходится сомневаться, что жизнь еще вернет нас к данной теме.

К авторам можно обратиться по адресу: audit@aha.ru.

Версия для печати