ПРОЕКТЫ

Помнится, на прошлогодней осенней выставке “Управление” я развлекала себя тем, что, путешествуя по стендам, где были представлены интегрированные системы управления предприятием (ИСУП), задавала представителям фирм-экспонентов один и тот же вопрос: “Скажите, а у вас есть внедрения, где реализован контур планирования производства в объеме MRP II?”. Ответы были по преимуществу отрицательными, хотя несколько из них прозвучало весьма обнадеживающе: “Мы подошли к этому довольно близко на ряде предприятий” (подобный ответ я получила и от отечественного разработчика - фирмы “Интеллект-Сервис”, уже второй год продвигающей свой продукт класса MRP II - систему “БЭСТ ПРО”).

Узнав, что на словах подобным заверениям я давно не верю, руководители этой компании предложили мне “прогуляться” в Новосибирск. Что и случилось в конце марта.

Новосибирский БЭСТ-оазис

По счастливому стечению обстоятельств в Новосибирске сложилась сильная команда апологетов московской компании “Интеллект-Сервис” (www.bestnet.ru): здесь уже более пяти лет эффективно работают дистрибьюторская фирма “Сибирь-Интеллект-Сервис”, возглавляемая Асхатом Багаутдиновым, и внедренческий центр “ИТ-сервис” численностью более 40 человек, руководимый Олегом Деминым (всего в Новосибирске и окрестностях продуктами серии БЭСТ торгуют около 20 компаний).

За плечами “ИТ-сервиса” тысячи внедрений бухгалтерской системы БЭСТ-4 и уже 13 проектов на основе гораздо более сложной системы БЭСТ-ПРО. Самый масштабный из них - в Кемерово на заводе “Кузбассэлектромотор”, где установлено около 100 рабочих мест этой ИСУП. Значителен размах и в ОАО “Анжеромаш” - там охвачено системой более 50 рабочих мест. (Вообще позиция представителей “ИТ-сервиса” такова - меньше 10 мест этой системы внедрять нецелесообразно.) Примечательно, что центр разработки материнской компании в Москве, высоко оценивая опыт новосибирских коллег, учитывает их регулярные предложения по доработке и совершенствованию ИСУП, согласует нововведения и проводит совместное тестирование новых версий. В целом же таких внедренческих центров, допущенных в “святая святых”, у “Интеллект-Сервиса” в России три (в Нижнем Новгороде, Рязани и в Новосибирске).

Зачем менять привычки?

Мир, следуя законам эволюции, шаг за шагом движется от простого к сложному. Это ярко проявляется и в современной российской деловой среде. Уже заметная часть клиентов “Интеллект-Сервиса”, в первую очередь те, кто добился существенного роста бизнеса в последние годы и почувствовал ограничения системы БЭСТ-4, переходит к более гибкой, разносторонней, но пока еще загадочной БЭСТ-ПРО.

Евгений Мирошников, главный специалист внедренческого центра “ИТ-сервис” по системе БЭСТ-ПРО, объясняет целесообразность такого шага следующим образом: “Прежде всего, это со всех точек зрения более современное решение (двухуровневый клиент-сервер на основе Pervasive SQL), позволяющее сотням пользователей одновременно работать с сервером БД. В этой системе гораздо быстрее идут все процессы (в частности, формирование отчетов при больших объемах данных), нет проблем с индексацией и устойчивостью работы СУБД при увеличении масштаба деятельности предприятия.

Решение на основе БЭСТ-ПРО востребовано предприятиями, у которых:

- интенсивный документооборот (оформляются десятки и сотни документов в день, содержащих 30 строк и более в каждом), накоплены большие массивы данных (от 1 Гб);

- широкая номенклатура товарно-материальных ценностей (ТМЦ) - более десятков тысяч наименований;

- значительное число контрагентов - несколько тысяч.

В то же время внедрение этой ИСУП требует специалистов гораздо более высокой квалификации, чем БЭСТ-4. И нехватка их - сегодня самая острая проблема”.

Слова г-на Мирошникова дополняют суждения Асхата Багаутдинова по поводу положения дел в российском сегменте систем управления и учета (см. врезку).

С финансовой точки зрения БЭСТ-ПРО выглядит так: все партнеры “Интеллект-Сервиса” работают по единому прайс-листу (он выставлен, в частности, на сайте www.bestnet.ru), а в проектах по внедрению соотношение стоимости лицензий к стоимости сопутствующих услуг (обследование, консалтинг, обучение) находится в интервале 1:1-1:2. Услуги специалистов (консалтинг, настройка и пр.), работающих у заказчика, обходятся примерно в 300 - 400 руб./ч.

Однако сколько бы разработчики и продавцы ИСУП ни рассказывали о прелестях предлагаемых решений, главный их судья - клиент. Посещение двух известных в Новосибирске быстрорастущих компаний - ЗАО “Сибирские сотовые системы-900” и типографии “Ерматель” - доставило мне огромное удовольствие и добавило понимания проблем автоматизации отечественных предприятий. Подробности - в следующей части.

Прошлое, настоящее и будущее российских ИСУП

ИСУП

Асхат Багаутдинов, генеральный директор компании “Сибирь-Интеллект-Сервис”, так характеризует фазы развития ПО для управления финансово-хозяйственной деятельностью (ФХД): Вы спрашиваете, куда движутся российские системы управления? Давайте лучше сформулируем вопрос по-другому: “Откуда к ним пришли?”. Здесь, думаю, ответ простой - от первых тиражных российских систем учета, которые проходили в своем развитии следующие ступеньки.

Бухгалтерские системы, построенные по принципу “от проводки”. С этого начинали почти все разработчики. Главное - своевременно заполнить Главную книгу. Не нужно никаких обоснований, просто нужно ее заполнить во имя Баланса и прочих обязательных отчетных форм. В процессе развития к проводкам “прилипли” и первичные документы. Но программа регистрации проводок от этого не стала системой учета.

“Обоснованные” системы учета, где в “красном углу” находится Документ, порождающий проводки. Эти системы уже требуют настройки при внедрении. В них масса справочников, картотек и средств анализа. Порой они (средства анализа и иной программный сервис) так развиты, что возникает вопрос: “А не система ли это управления?”. Но ответ отрицательный - пока в центре внимания системы Документ, управлять нечем. А при более тщательном рассмотрении оказывается, что и анализировать нечего. Просто ранжирования, выборки и прочие фокусы с документами создают иллюзию анализа, а с использованием графики это выглядит очень убедительно.

Системы управления, или “развитые” системы учета. Понятно, что они должны содержать в явном виде сам объект управления (насколько это возможно в программном продукте), поддерживать поток документов и т. п. Документ (в свете рассматриваемых ступенек) из “красного угла” депортируется на свое рабочее место, а на освободившееся место помещается Сделка (процесс, заказ+).

Еще один предшественник систем управления - АСУ середины прошлого века. В них иной раз воплощаются оригинальные идеи и методы. Но очень большая инерция развития таких систем, помноженная на огромные уже потраченные суммы, не позволяет рассчитывать, что в этой области что-то случится быстро и резко+

Но вот в сегменте ПО для управления ФХД для малого и среднего бизнеса, я полагаю, в скором времени произойдет много интересных событий. Переход на третью ступеньку только начался. Идеи, устраивавшие большинство пользователей год - два назад, теперь мешают. Системы-конструкторы вывели в бизнес целую армию настройщиков ПО, в зависимость к которым попала большая часть малых предприятий. Конструкторы устроены так, что всей информацией, циркулирующей в системе, владеет, тот, кто эту систему настраивал. Примерно 80% информации за приемлемое время может получить специалист, ставивший задачу внедренцу (например, бухгалтер). Управленец же получает из системы-конструктора существенно меньше информации, причем с большим опозданием. Мечта любого менеджера - взглянуть на картину в целом - продолжает оставаться мечтой.

А развитые системы учета уже существуют+

(Окончание следует)

Версия для печати