[spoiler]За консультацией я обратился к Анатолию Левенчуку, директору Русского отделения INCOSE (международная организация по развитию системной инженерии), который, в частности, развивает подходы к современному обучению детей и успешно применяет их на практике. Анатолий ответил, что "если брать unschooling, то там интерес становится "всепредметным" и нет уже подразделения на IT и "другие, не-IT". Мне кажется, тут наиболее близки рассуждения Алана Кея про компьютерную грамотность (как умение себя выразить в наиболее продвинутом медиа, записать модели окружающего мира на компьютере, как часть любой другой деятельности). Поглядите работы Алана Кея, где он писал про образование деток на основе свободного развития их интересов и использовании специального учебного софта для "исследовательских детских проектов".
Давно занимается этими вопросами возглавляемый Кеем институт Viewpoint Research Institute, среди его проектов, в частности -- задачка, как уместить проект сложности 20 млн строк кода в объем, в тысячу раз меньший.
Что же думает Кей на тему анскулинга? Выжимки из его статьи "Background on How Children Learn" (pdf).
Во множестве традиционных культур школ не существовало, а дети развивались, наблюдая за взрослыми и подражая им в игровой форме. Современное школьное обучение нацелено прежде всего на подготовку детей к трудовой деятельности, причем в роли типовых исполнителей. Системное и самостоятельное мышление, творчество, способность делать правильные выборы, мягко говоря, не поощряются. Более того, намечается все более узкая и ранняя специализация, а побочные сферы, связанные как с общим кругозором, так и с правильным пониманием глобальных процессов, подчас вообще исключаются из курса (как например происходит в России с уроками астрономии). Глубокий опыт, глубокие суждения, умение вдумчиво читать классиков и грамотно выражать свои мысли помогают росту глубокого человека, которого трудно обмануть.
Неправильно, конечно, выращивать из детей скептиков и циников, смеющихся в драматические моменты великих фильмов. Главное, чтобы подростки могли сами правильно решить, где им навязывают откровенно лживые мировоззрения, и например видеть, что картонные подмостки классического театра практически ничем не отличаются от подмостков политических митингов.
Но надо также и уметь выходить за пределы рационального суждения, которое кажется истинным. Наука за последние две сотни лет опровергла теории самых продвинутых рационалистов своих времен, что позволило совершить множество инновационных прорывов. Но, например, в американских школах трудно найти учителя, который бы понимал целостную связь важнейших научных достижений. Он сам был подготовлен слабо подготовленными наставниками, и так эта цепочка и тянется.
Крайне важными становятся мета-навыки -- способность решать классы схожих задач и задачи из разных сфер деятельности едиными универсальными методами. Большинству людей требуются подсказки и мотивация для обучения мета-навыкам, но именно мощные и недорогие ПК дают сегодня такую возможность, позволяя совмещать чтение правильных материалов с интерактивным обучением практическим приемам, которые будут крайне полезны в жизни.
С помощью системы Squeak (кросс-платформная среда программирования на Smalltalk, есть русифицированная версия, но увы заброшенная) мы учим детей думать лучше и глубже, нежели взрослые. Squeak -- это фактически электронная бумага, новая литература, которая публикуется в сети и которую можно читать и "играть", а главное, и писать самим.
Далее -- какие конкретно подходы предлагает Алан Кей и К.