НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Идеи и практики автоматизации:

Блог

Разрабатывать надо не софт, а пользователей

Оригинальное видение принципов создания стартапов и перспектив аджайлов в нынешнем уже совершенно непредсказуемом ИТ-мире представила на Agile-конференции Abby Fichtner -- бывшая евангелистка Microsoft по стартапам.

[spoiler]Слайды ее выступления можно посмотреть тут.

С одной стороны, накоплен огромный репозиторий опыта и по созданию айтишных стартапов, и по гибким методологиям разработки, но главная проблема, что в итоге сложно осилить даже десятую часть этих знаний. Более того, почти всегда неудачи начинающих компаний стары как мир -- дело не в том, что технологии или методики не работают, а в прозаическом факте, что создатели не учитывают реальных требований рынка.

Какова типовая модель создания стартапа, работавшая еще 5-10 лет назад?
Она совершенно верно исходит из того, что стартапы -- это отнюдь не малые версии больших организаций, а достаточно оригинальные системы, которым надо быть как можно ближе к пользователю. На это ориентированы практически все аджайлы, оперативно выравнивающие расхождения в требованиях к продукту со стороны заказчика и исполнителя.
Создатели стартапа изучают рынок, выбирают профильную сферу деятельности, генерируют подлежащие реализации идеи софта, короткими итерациями пишут код, выдают софт по концепции "минимально достаточного продукта" (minimum viable product; 50-80% фич программ типовой пользователь не использует, поэтому в первую версию они не включаются), измеряют обратную связь от пользователей, совершенствуют товар, и ПРОФИТ!
Это так называемый аджайл ускоренного рыночного тестирования, когда оперативно сделанный прототип проверяется на рынке как можно быстрее.

Но как это выглядит сегодня на практике? Люди придумывают хорошую на первый взгляд идею, быстро делают достаточно качественный продукт с помощью какой-нибудь RAD-среды, выкладывают на сайт, дают небольшую рекламу -- но ни один человек программу не скачивает, не говоря уже о ее покупке...

Почему так происходит? Подобные организационно-технические аджайлы ориентированы на оптимальное (в идеале) решение известной проблемы -- как быстро выпустить на рынок качественный продукт, но в случае с пользователями неясна сама пользовательская проблема, которую надо решать! И чтобы попасть в точку с помощью ускоренного рыночного тестирования, возможно, придется создать десятки разных программ, чтобы одна из них выстрелила. По этой схеме, кстати, развивается и книжный бизнес, и венчурное инвестирование, и еще немало других.

Abby Fichtner предлагает иной подход -- так называемый бережливый стартап. Если, выбирая аджайл, мы исходно признаем, что не знаем решения проблемы, то создавая бережливый стартап, мы исходим из того, что не знаем самой проблемы, присущей пользователям.

Такой стартап базируется на "дискавери" пользователей -- когда, условно, в вышеприведенном примере разрабатывается не софт, а пользователи. В цикле различными способами ищутся, проверяются, а то и формируются с нуля потенциальные сообщества покупателей, и как только такое сообщество найдено/сформировано, начинается масштабирование компании под это коммьюнити будущих потребителей с разработкой соответствующего продукта.

Для этого, в частности, по гибкой схеме изучаются следующие вопросы:
- в чем проблема?
- у кого проблема?
- насколько важно пользователям решение проблемы?
- насколько значимо это решение в деньгах?

Таким образом, например, был создан сервис taskrubbit, где публикуются горячие заказы на мелкую подработку/аутсорсинг (разгрузить/перевести вещи, вскопать огород, передать посылку, отремонтировать, починить, итд). Пользователи начали размещать заказы на нем уже спустя полчаса после запуска!

Интересна, кстати, судьба самой Fichtner. Этим июлем она уволилась из Microsoft, и возглавила бостонскую тусовку hack/reduce -- место, где будут регулярно встречаться разработчики, заказчики и инвесторы по Большим данным! Эта дама чётко держит нос по ветру. Три миллиона долларов на развитие данного коммьюнити уже отстегнули IBM, EMC, Dell и Oracle.
Евгений Вязилов
Сергей! А что здесь оригинального? Прежде чем создавать любую систему необходимо провести обследование объекта автоматизации, в т.ч. изучить информационные потребности потенциальных пользователей.
Сергей Бобровский
Вы подразумеваете, что объект автоматизации уже существует -- его остается найти, узнать его потребности, создать для него систему. Но не думаю, что системы на практике создаются именно так, скорее люди смотрят на существующие системы, и начинают их клонировать в надежде, что если  десять палаток продают хлеб и молоко/автоматизируют бухгалтерию, то рядом можно смело поставить 11-й ларек, и получить свои 9%.

Идея в том, чтобы сформировать с нуля, самостоятельно, некое сообщество потребителей, которые будут  платить деньги за достаточно оригинальный, инновационный продукт.  
Евгений Вязилов
По моему мнению, в среднем около 50% любой предметной области отражено в БД, от этих 50% только половина пользователей знает о существовании этой БД и еще половина этой половины не может воспользоваться имеющейся информацией по различным причинам (плохой интерфейс, неудачный поисковый механизм, плохая формализация атрибутов, др.).
Поэтому, наверно, правильно, что надо формировать сообщество пользователей, но это все теже 9-13% пользователей.