Нынешним летом исполнилось 30 лет с момента практического развертывания международной космической системы поиска и спасания судов и самолетов КОСПАС-SARSAT. За это время c ее помощью спасены тысячи человеческих жизней в разных странах мира. Наша страна была в числе инициаторов создания данной системы. Но в тяжелые 1990-е влияние России на развитие системы резко снизилось. Сегодня в РФ вновь появились планы расширенного участия в работе КОСПАС-SARSAT, которая находится на новом витке своего развития.

30 июня 1982 г. с космодрома “Плесецк” был запущен космический аппарат (КА) “КОСПАС-1” — первый КА глобальной системы КОСПАС-SARSAT. Работы по данной теме начались в 1978 г. после подписания межправительственного соглашения между СССР и США о сотрудничестве в исследовании космического пространства в мирных целях. Причем в рамках общего проекта российский сегмент КОСПАС создавался как самостоятельная система одновременно с аналогичной по задачам американо-канадо-французской системой SARSAT (Search аnd Rescue Satellite-Aided Tracking), но с обеспечением полной совместимости космических и наземных комплексов.

Международным соглашением было определено, что миссия программы КОСПАС-SARSAT состоит в обеспечении предоставления точных, своевременных и надежных данных о бедствии и его местоположении, чтобы содействовать службам поиска и спасания в оказании помощи попавшим в беду людям. Цель системы – в максимально возможной степени уменьшить задержки в предоставлении службам поиска и спасания данных о характере бедствия и время, требуемое для определения координат. Каждый из указанных факторов имеет прямое воздействие на вероятность выживания терпящих бедствие.

С тех пор для достижения этой цели участники КОСПАС-SARSAT вводят в эксплуатацию, поддерживают, координируют и управляют спутниковой системой, способной обнаруживать сигналы бедствия от аварийных радиобуев (АРБ), работающих на частоте 406 МГц, которые соответствуют спецификациям и рабочим стандартам КОСПАС-SARSAT, и определять местоположение бедствия в любом месте на планете. Данные о бедствии и его местоположении предоставляются участниками КОСПАС-SARSAT ответственным службам поиска и спасания.

В 1982 г., меньше чем через три месяца после начала летных испытаний КА “КОСПАС-1”, наш спутник ретранслировал сигнал аварийного радиобуя с потерпевшего бедствие в горах Британской Колумбии канадского самолета, что позволило спасти трех человек по координатам системы КОСПАС-SARSAT. С той поры система доступна для морских и авиационных пользователей и простых людей в случае бедствия. Доступ к системе обеспечен всем государствам на недискриминационной основе и бесплатно для терпящих бедствие.

Интегральной оценкой социально-экономической эффективности системы КОСПАС-SARSAT является количество спасенных человеческих жизней. По статистике в среднем каждый день примерно пять человек своевременно выручают из беды благодаря данным КОСПАС-SARSAT о случившемся ЧП и его местоположении. В итоге за 30 лет существования системы с ее помощью реально спасено более 33 тыс. человек.

КОСПАС-SARSAT сегодня

На первом этапе создания системы наша страна внесла в ее развитие весьма заметный вклад, реализуя наземную инфраструктуру и космический сегмент на основе низкоорбитальных спутников (с 1982 г. было запущено 10 таких спутников). Для России, обладающей большими малонаселенными территориями суши и громадными акваториями, появление эффективной системы поиска и спасения должно было иметь немалое социальное и хозяйственное значение. Поэтому проект получил мощную поддержку у руководителей Советского Союза. Тем более что КОСПАС позволял существенно (до 10 раз) сократить время проведения поисковых операций по сравнению с традиционными методами.

Но в 1990-е финансирование космических проектов в России пошло на убыль и к середине 2000-х на орбите не осталось ни одного низкоорбитального КА КОСПАС. Несмотря на временную пассивность российской стороны, система КОСПАС-SARSAT продолжала непрерывно развиваться. В настоящее время в ее работе участвует более 40 стран. Усложнилась структура системы: кроме низкоорбитальных КА ретрансляторы сигналов аварийных радиобуев были установлены на геостационарных и среднеорбитальных космических аппаратах. Время задержки в приеме сигналов от аварийных радиобуев снижено до 5 мин, а точность самоопределения координат составляет 3,6 км в глобальном масштабе.

В наши дни система состоит из шести низкоорбитальных, шести геостационарных и одного среднеорбитального КА, 79 наземных станций, 30 координационных центров и более 1,3 млн. аварийных радиобуев на судах, самолетах и у персональных потребителей. Спустя годы вновь повысился интерес РФ к данной системе, а ранее обнародованные планы начинают претворяться в жизнь. Сегодня на орбите находятся отечественные КА с ретрансляторами системы КОСПАС-SARSAT — геостационарный “Электро-Л” и среднеорбитальный “ГЛОНАСС-К”. На территории страны функционируют станции приема информации с геостационарных и среднеорбитальных спутников.

КОСПАС-SARSAT сотрудничает с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), Международной морской организацией (ИМО), Международным союзом электросвязи (МСЭ) и другими интернациональными структурами с целью обеспечения соответствия услуг КОСПАС-SARSAT по предоставлению данных о бедствии с потребностями, стандартами и соответствующими рекомендациями мирового сообщества. ИМО и ИКАО приняли решение об обязательном применении всеми судами с 1995 г. и самолетами с 2005-го системы КОСПАС-SARSAT.

Сегодня в число участников системы КОСПАС-SARSAT входят четыре страны, подписавшие соглашения о Международной программе КОСПАС-SARSAT (Россия, Канада, Франция и США), 26 государств, обеспечивающих наземный сегмент, 11 государств-пользователей и две организации-участницы. Всего 43 участника.

Перспективные проекты КОСПАС-SARSAT

С успешным запуском 26 февраля 2011 г. первого российского спутника “ГЛОНАСС-К” с поисково-спасательной нагрузкой 406 МГц КОСПАС-SARSAT получил первый аппарат, который положил начало новой группировке спутников для обнаружения аварийных сигналов от судов, самолетов и путешественников из удалённых районов мира. Это первая рабочая нагрузка среднеорбитальной спутниковой системы поиска и спасания (СССПС, MEOSAR), которая добавилась к уже существующим десяти экспериментальным нагрузкам DASS (аварийная система спутникового оповещения), установленным на спутниках GPS США.

В 2000-м по программе КОСПАС-SARSAT началось изучение возможности использования глобальных навигационных спутников (таких как ГЛОНАСС, GPS и европейских Galileo) для дополнения существующих низкоорбитальной спутниковой системы поиска и спасания (НССПС, LEOSAR) и геостационарной спутниковой системы поиска и спасания (ГССПС, GEOSAR). Фаза подтверждения концепции (Proof-of-Concept) системы СССПС завершилась в 2010-м и определила много возможных преимуществ от реализации архитектуры системы СССПС. Это почти мгновенное глобальное оповещение о бедствии с очень точным определением его местоположения (которое независимо от данных GPS); надежная связь радиобуя со спутником при высоком уровне спутниковой избыточности и доступности; независимость от преград между радиобуем и спутником (таких как блокирование горами или стенами каньона) и возможное предоставление расширенных услуг поиска и спасания (например, обратной связи для пользователей радиобуя при бедствии). Сегодня перед системой стоят задачи уменьшения времени получения аварийного сообщения до одной минуты, повышения точности определения координат АРБ с 5 км до 100 м, введение режима квитанции о получении аварийного сообщения.

В нынешнем году работы по внедрению системы СССПС будут продолжены, и в 2013 г. планируется фаза демонстрации и оценки. При условии достаточного на этот период количества спутников системы СССПС начнется работа по подтверждению ожидаемых возможностей и преимуществ системы, а также ее технических и эксплуатационных характеристик. В планах развития СССПС до 2020 г. стоит использование 22 КА в рамках космического сегмента системы SAR/ГЛОНАСС, 24—27 КА в SAR/GPS и 24 КА в SAR/Galileo.

В 2000 г. советом КОСПАС-SARSAT было принято решение о распространении действия системы на персональные радиобуи (ПРБ). В настоящее время уже 12 стран приняли необходимые законы, регламентирующие использование ПРБ. По статистике число спасенных за год с использованием ПРБ составляет до 30% от общего числа, а доля ПРБ в мировом парке аварийных радиобуев приближается к 50%. Для России, имеющей около 60% территории без надежной и доступной связи, расширение использования ПРБ – одна из актуальных задач по спасению людей в чрезвычайных обстоятельствах. Дело за малым — нужно подготовить соответствующую законодательную базу (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=125790).

Версия для печати (без изображений)