Недавно Джеймс Кьюрран, старший вице-президент информационной службы в компании State Street Bank & Trust (Бостон), обнаружил бомбу замедленного действия в хранилище данных, которую нельзя было обезвредить техническим способом. Он хотел изменить формат некоторых ключевых финансовых данных, но подчиненные воспротивились. Основание для стычки? Только не в случае с Кьюрраном, который вместо того чтобы найти компромиссное решение, старается удержать свой проект хранилища данных от взрыва.

 

После жарких дебатов Кьюрран согласился оставить эти особые данные в покое. Пользователи, в свою очередь, пообещали оказать поддержку архиву другими способами, имеющими значение для группы Кьюррана. В частности, они согласились использовать новое средство, позволяющее вводить пояснения (в том числе примечания и комментарии) по финансовым операциям. Это поможет сотрудникам Кьюррана создать интеллектуальную финансовую базу данных, являющуюся ядром системы.

 

"Можно пойти на компромисс в вопросах тактики,  -  комментирует Кьюрран ситуацию с архивацией данных банка,  -  но нельзя сдавать свои стратегические позиции". Среда хранения данных компании State Street включает серверную базу данных, построенную на SQL Server корпорации Microsoft, а также многомерную базу данных Essbase корпорации Arbor Software и Lightship фирмы Pilot Software в качестве клиентских инструментов доступа к данным.

 

Кьюрран и другие менеджеры информационных систем (ИС) сознают, что на пути создания хранилища данных их ждет так же много людских и политических "мин", как и технических препятствий. Давление времени, сопротивление пользователей и схватки с властями могут стать столь же критическими для успеха хранилища данных, как и выбор подходящей серверной базы данных или схемы проекта. Менеджерам ИС нужно соответствующим образом подготовиться, чтобы эффективно управлять людьми и искусно решать организационные проблемы.

 

"Существует ряд технических решений, но сложнее всего преодолеть проблемы культуры, потому что если люди расценивают это как угрозу власти, то начинается сопротивление",  -  поделился с нами Джордж Трудел, консультант из Business and Technology Office при Blue Cross and Blue Shield Род-Айленда. Эта расположенная в Провиденсе страховая компания использует для воплощения своей стратегии хранения данных разнообразные базы данных и инструменты, в том числе DB2 корпорации IBM.

 

 Человек посередине

 

По сути хранилище данных  -  это база данных, загруженная данными, извлеченными из действующих систем, и созданная для быстрого доступа к ней пользователей. Поэтому при создании хранилища данных может разгореться спор еще и из-за того, что зачастую архив используется несколькими отделами, задачи которых не обязательно совпадают. В результате встает щепетильный вопрос о владении данными, и менеджеры ИС зачастую попадают в щекотливое положение, оказываясь посередине. "Наилучшая перспектива для менеджера ИС  -  это не остаться посередине",  -  считает Фрэнк Макгафф, консультант и директор стратегических новаций в Braun Technology Group (Чикаго).

 

Чтобы избежать этого затруднительного положения, менеджеры ИС должны в большей степени сконцентрироваться на управлении данными и владении ими. Проекты имеют больше шансов на выживание, когда эти взрывоопасные проблемы решаются заранее. Обозреватели считают, что жизненно важно определить, кто владеет данными и кто отвечает за хранение данных, прежде чем предпринимать какие-либо шаги.

 

Это безусловно облегчило бы участь одной страховой компании, работающей над хранилищем данных, вспоминает Рик Финкельштейн, президент фирмы Performance Computing (Чикаго), которого пригласили для консультации по проекту. Там одна группа пользователей хотела работать с суммарными данными, в то время как второй нужна была ИС, предоставляющая детальные данные.

 

Чтобы обе группы остались довольны, Финкельштейн помог команде ИС этой компании создать базу данных, которая была "оптимизирована для никакой" группы пользователей.

 

Случай из практики

 

По мнению менеджеров и консультантов, в успешных проектах ответственность за весь архив, как правило, возлагается на бизнес-отделение, так как оно лучше всего понимает деловые причины создания хранилища данных. Кроме того, бизнес-отделение имеет денежные средства для финансирования проекта.

 

Все чаще бизнес-отделы присваивают себе владение данными, отвечая за то, что происходит в архиве, и гарантируя качество информации. В результате появляется новая роль  -  распорядитель данными.

 

Если бизнес-отделения выполняют эти обязанности, то ИС освобождаются для того, чтобы нести техническую нагрузку проекта, в частности замысел и реализацию архива данных. Некоторые менеджеры ИС говорят, что их организации отвечают также за обучение и устранение неисправностей, отчасти потому, что это традиционная работа ИС.

 

А вот что происходит у крупного производителя промышленного оборудования со Среднего Запада. Рик Скальт, ведущий проекта по информационным маркетинговым системам, сообщил, что эта компания строит хранилище данных на основе реляционных и многомерных технологий и использует данные нескольких отделений. ИС уже в течение длительного времени поддерживали продажи и маркетинговые данные; так и будет в дальнейшем. Но когда дело дойдет до финансовых данных, за выбор данных и поддержание их качества станет отвечать финансовый отдел.

 

Причина? Штат финансового отдела имеет опыт поддержания своих собственных данных. Скальт решил придерживаться позиции "статус кво". Группа Скальта отвечает за сам архив, но в части предоставления точных данных он рассчитывает на финансовую группу.

 

Сгладить процесс реализации проекта помогут и другие устоявшиеся базовые правила. Макгафф из Braun Technology пропагандирует установку средств разрешения конфликтов  в том числе предназначенного для этого арбитра  во главе проекта хранения данных, чтобы команда могла противостоять возникающим проблемам.

 

Хотя эта тактика способна упростить управление проектом, ее, по мнению Макгаффа, нелегко придерживаться. "В сегодняшнем умонастроении доминирует принцип "я не вижу никаких неполадок",  -  говорит Макгафф, поэтому попытка ввести противоконфликтные средства вызовет у высшего руководства сильное удивление.  -  Если встать и сказать -  будет конфликт, руководители и слушать об этом не захотят". Фокус, по мнению Макгаффа, состоит в том, чтобы вызвать позитивное отношение к этому вопросу.

 

Помимо этого такие компании, как State Street Bank, внимательно относятся и к другому существенному компоненту успешного создания хранилища данных  -  кооперации с конечным пользователем. Но менеджеры ИС говорят, что пользователи могут менять свою точку зрения. Поначалу они, возможно, будут не заинтересованы, но когда узнают, какие блага им предоставит архив данных, они могут превратиться в фанатичных приверженцев этой идеи.

 

По мнению Джерри Сильва из фирмы PacifiCare Health Systems (Сайпресс, шт. Калифорния), возглавляющей корпоративный проект хранения данных на базе корпорации Oracle, для того чтобы убедить пользователей, менеджерам ИС нужно доказать, что архив будет им очень полезен, и надо помнить о том, что "увидеть  -  значит поверить". Он говорит: "Вы должны постоянно демонстрировать свои достижения, иначе вы потеряете поддержку".

 

В прошлом году коллеги Сильва удерживали внимание пользователей, предлагая им базовый документ и затем сопровождая его прототипом. Бета-версия этого архива выпускается в апреле, в июне сотрудники Сильва выпустят новые функции, а в октябре  дополнительные функции для доступа к архиву.

 

Но Сильва и другие менеджеры ИС также предупреждают, что важно сдерживать ожидания пользователей. Уэйн Экерсон, аналитик из Office Computing Group (Бостон) фирмы Patricia Seybold, сказал: "Если их не ограничить, то как только группа ИС закончит пилотный вариант проекта, пользователи начнут запрашивать всевозможные типы новых данных и новых форм их представления. Это может выйти из-под контроля".

 

Для того чтобы избежать этого сценария, Экерсон предлагает работникам ИС отточить свое мастерство управления проектом и держать под рукой расценки работы. Тогда они смогут принимать запросы пользователей с большим знанием дела и называть стоимость. "Это заставит пользователей подумать дважды",  -  добавил он.

 

И напоследок менеджеры ИС советуют привлечь в качестве спонсора проекта по созданию хранилища данных должностное лицо высокого уровня. Стив Гудфренд, менеджер по системам и анализу из фирмы Tropicana Products (Брадентон, шт. Флорида), сообщил, что проект его фирмы по хранению данных заметно выиграл от поддержки "благодетелей" высокого уровня, среди которых президент и инспектор компании. "Я набил себе шишку о проекты, которые надо было сделать, но это было невозможно, пока не находилась соответствующая персона, поддерживающая его".

 

Роуз Кафассо

 

БИТЫ И БАЙТЫ ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ

 

Хранилище данных. База данных, содержащая выборки оперативных данных и предназначенная для доступа к ней конечных пользователей

 

Рынок данных. Небольшое хранилище по одной теме, используемое определенными подразделениями или группами пользователей

 

Раскопки данных. Утонченные возможности поиска данных, использующие статистические алгоритмы для обнаружения зависимости и корреляции данных

 

Распорядитель данными. У бизнес-отделов появляется новая роль хранителей данных. Один человек берет на себя ответственность за содержание и качество данных

Версия для печати