4 августа корпорация Microsoft обнародовала программу лицензирования продукта Visual Basic Application Edition 5.0 (VBA 5.0). После этого стало окончательно ясно, что в ближайшие годы рынок средств разработки приложений на 70 - 80% будет поделен между Microsoft Visual Basic и Java, лицензируемой Sun. При этом у Microsoft сохраняется возможность “откусить” значительную долю Java-рынка из-за открытости и многоплатформности этой технологии, а VBA будет совершенствоваться только самой Microsoft.

 

VBA впервые был реализован в продукте MS Excel в 1993 г. и сразу вызвал большой интерес у разработчиков, которые получили удобные средства легкого и быстрого создания собственных офисных приложений. Сегодняшняя версия VBA 5.0 ориентирована на три миллиона Visual Basic-программистов. Теперь разработчики смогут создавать на базе продуктов других фирм, в которых будет реализована поддержка VBA, собственные приложения, ориентированные на конкретную специфическую область применения. Например, практически в каждом российском продукте автоматизации предприятий имеется свой язык программирования, подчас довольно неуклюжий и неудобный в использовании, на разработку и поддержание которого уходит немало времени. Теперь же в любую программу бухучета можно легко встроить VBA, сразу значительно увеличив ее возможности.

 

VBA 5.0 включает базовое ядро, компилятор, редактор исходных текстов с проверкой синтаксиса, отладчик, визуальную среду создания собственных форм (окон, диалогов и т. д.) и ряд других возможностей. В VBA можно встраивать ActiveX-элементы. Ядро VBA поддерживает специальный протокол стыковки независимых приложений и позволяет им обмениваться информацией из VBA-программ.

 

В этот же день Microsoft сообщила о выпуске DirectX 5.0  -  новой версии набора библиотек, предназначенного для создания мультимедийных приложений для Windows 95/NT и Internet Explorer (IE) 4.0. В этой версии поддерживается двухуровневый API. На нижнем уровне имеется набор функций с аппаратно-зависимым кодом, которые ориентированы на MMX-процессоры, всевозможные видеоускорители и т. д. На более высоком уровне  -  независящие от “железа” функции, предназначенные для разработчиков, не очень хорошо разбирающихся в аппаратной части компьютеров. В сравнении с предыдущей версией в DirectX 5.0 значительно ускорилась генерация и обработка трехмерных изображений, работа с полигональными моделями реализована с учетом аппаратных возможностей компьютера, добавлены новые функции для создания анимационных эффектов, улучшено качество воспроизведения звука, расширена поддержка внешних игровых устройств управления, имеется возможность разработки программ в клиент-серверной архитектуре, добавлена программа создания установочной версии продукта и многое другое.

 

На следующий день на всемирном шоу SIGGRAPH ’97 фирма Sun, видимо, в качестве противовеса тарану DirectX, анонсировала очередную спецификацию Java 3D 1.0, предназначенную для создания трехмерных объектов и их виртуального окружения, динамического рендеринга и управления поведением этих объектов. Эта спецификация была создана в содружестве с SGI, Apple и Intel.

 

Java 3D входит в набор Sun-технологий Java Media and Communications. В него также включены средства разработки Java Media Player API (проигрывание аудио- и видеозаписей любых форматов), Java 2D API (поддержка пользовательского интерфейса и работа с графиками и спрайтами) и Java Sound Engine (ядро, обеспечивающее воспроизведение высококачественного стереозвучания) в комплекте с Java Sound API для встраивания стереозвука в конечные приложения. Все эти технологии предназначены для создания мультимедийных приложений, ориентированных на работу в Сети. Помимо традиционных направлений  -  создания музыкальных приложений, онлайновых игр, программ с высококачественной графикой  -  данный набор технологий Sun считает перспективным для таких направлений, как речевое общение через Сеть, видеоконференции и т. д.

 

Прошла ночь, и 6 августа Microsoft ответила на вызов Sun распространением на SIGGRAPH диска с богатым набором средств создания приложений на языке VRML 2.0 (от 20 компаний), предназначенного для создания в Сети трехмерных виртуальных миров. На диске можно найти немало визуальных редакторов, не требующих знания VRML, которые позволяют создавать многопользовательские миры с объектами с собственным поведением, а также средства ручного программирования на VRML 2.0, огромные библиотеки текстур, утилиты экспорта/импорта VRML-файлов в популярные форматы анимационных пакетов, множество готовых виртуальных миров, наборы реалистичных топографических ландшафтов и др. Немного ранее, в июле, Microsoft включила в IE 4.0 модуль просмотра виртуальных миров в формате VRML 2.0 компании Intervista.

 

Во время шоу представители фирм 4th Wave и Pixel (крупнейшие производители анимационных пакетов), успевшие, видимо, за один день оценить все преимущества окончательной версии DirectX 5.0, заявили, что для них “Windows  -  необсуждаемая платформа и выбор настоящих профессионалов, работающих в области цифровой обработки изображений”. Согласно статистике, 75% коммерческих анимационных пакетов сегодня работают на платформе Intel, из них большинство  -  в среде Windows. Причем число компаний, перешедших на Windows, значительно возросло по сравнению с прошлогодним SIGGRAPH, в основном из-за выпуска процессоров, поддерживающих технологию MMX, и постоянного совершенствования библиотеки DirectX.

 

Телефоны фирм в Москве:

 

Sun  -  (095) 956-5470;

 

Microsoft  -  (095) 967-8585.

 

Сергей Бобровский

Версия для печати