Так уж получилось, что задача быстрого вывода графических изображений на дисплей ПК приобрела актуальность сравнительно недавно. На протяжении многих лет ПК и не рассматривались как серьезная аппаратная платформа для работы с графикой: для работы с движущимися изображениями существовали специальные рабочие станции, а в издательском деле прочно обосновались компьютеры Macintosh. Однако времена изменились, и теперь ПК используется и для высококачественной анимации. Но для реализации графических возможностей компьютера недостаточно только усовершенствовать его аппаратное обеспечение, нужно создать и адекватное программное обеспечение.

 

Еще на заре развития ПК главным приложением его графических возможностей стали игры. Несмотря на появление более совершенных операционных систем, MS-DOS по-прежнему широко используется как игровая платформа. Одна из причин такой популярности  -  она допускает обращение прикладных программ напрямую к аппаратным возможностям компьютера, что позволяет достичь максимального быстродействия, правда, в ущерб надежности и совместимости. А многие игры как раз и работают на пределе возможностей аппаратного обеспечения.

 

Остается актуальным вопрос работы под управлением современных 32-разрядных ОС мультимедийных и игровых программ, написанных под MS-DOS. Для OS/2 характерна интерпретация кода этих приложений в 32-разрядный код, при этом операционная система оказывается способной корректно перехватить и интерпретировать многие обращения непосредственно к устройствам компьютера. Выполнение приложений на 32-разрядной платформе позволяет несколько повысить скорость обработки в них графики. Вопрос о том, какая из операционных систем  -  Windows 95 или OS/2  -  лучше совместима с имеющимися играми под DOS, является спорным и, вероятно, должен решаться отдельно для каждой программы. Но надо иметь в виду, что игры и мультимедийные программы под DOS часто используют достаточно хитрые приемы программирования, несовместимые с 32-разрядными ОС. Работа такой программы в среде OS/2 приводит к менее катастрофичным результатам, чем в среде Windows 95.

 

Дальнейшим шагом в разработке графического ПО является переход на 32-разрядные ОС. Наиболее массовой из них сегодня является Windows 95. Возможность работы с быстродействующей графикой обеспечивается в этой системе, особенно в ее новой OEM-модификации OSR2, рядом технологий, например DirectX. В то же время и у OS/2 потенциально есть специфические графические возможности, которые могут найти широкое применение.

 

Сразу после выпуска OS/2 Warp 3.0 фирма IBM заявила, что эта ОС нуждается в хорошей библиотеке подпрограмм трехмерной графики для будущих трехмерных игровых программ. Такая мощная библиотека под названием Brender была разработана фирмой Argonaut (www.argonaut.com). Однако в дальнейшем она широкого распространения не получила, так как оказалась недостаточно полезной для бизнес-приложений.

 

Другой известной графической библиотекой для OS/2 является MegaGraph Graphics Library 2.0 (www.scietechsoft. com), которая содержит быстродействующие подпрограммы двухмерной и простейшие подпрограммы трехмерной графики. Также существуют дополнения Wordup Graphics Toolkit for OS/2 и Leadtools OS/2, улучшающие графические возможности OS/2. Но ни одна из перечисленных технологий не получила столь мощной поддержки со стороны производителей ПО, чтобы стать фактическим стандартом. В отличие от них технология трехмерной графики Open GL, разработанная фирмой Silicon Graphics, была одобрена ведущими поставщиками. Однако производительность ее реализации для OS/2 пока оставляет желать лучшего.

 

Таким образом, перспективы развития быстродействующей графики под OS/2 остаются весьма туманными, хотя потенциальные возможности в этой области у OS/2 значительны. Сейчас на рынке существует множество типов видеоплат и серьезной проблемой стала их совместимость с прикладным ПО. Возможность выполнения под OS/2 приложений DOS и Windows 3.x в защищенном режиме иногда позволяет разрешить проблему такой совместимости.

 

Еще более усложняет прогноз будущего графических возможностей OS/2 извилистость пути, по которому идет совершенствование процессоров. Появление нового процессора Pentium Pro давало шанс OS/2 стать платформой для мощных графических приложений, так как эта операционная система может более эффективно использовать его возможности, чем Windows 95. Но в дальнейшем появился процессор Pentium с технологией MMX, который завоевал огромную популярность, Microsoft очень быстро откликнулась на это событие, выпустив Windows 95 OSR2, поддерживающую эти новые возможности. Вопрос об использовании преимуществ технологии MMX в OS/2, что называется, повис в воздухе, а именно создание ММХ-приложений является основным направлением развития рынка мультимедиа-продуктов.

 

Но пока главной движущей силой в деле развития графических технологий для ПК выступает сегмент рынка, ориентированный на домашние компьютеры. Поэтому игровые и мультимедийные программы выгодно писать лишь для наиболее популярной ОС. Перспективы же OS/2 как платформы для сложных графических приложений зависят от того, насколько будет востребована высококачественная графика на ПК в корпоративном секторе, где позиции OS/2 достаточно устойчивы.           4

 

С автором статьи можно связаться

 

по адресу: vasiliev@dataforce.net.

 

Алексей Васильев

Версия для печати