Алина Трофимова         

Пейджер, благодаря своей простоте, мобильности и миниатюрности, популярен во многих странах и особенно в России.

Но если раньше пейджер воспринимался исключительно как атрибут “новых русских”, то сегодня он все чаще выступает в роли массового универсального устройства персональной связи.

Формирование пейджингового рынка в России началось в 1993 г., когда получили лицензии и стали работать первые российские пейджинговые компании  “Вессо-Линк”, “Информ-Экском”, “Радио-Пэйдж”. В 1995 г. на рынок вышла компания “Мобил Телеком”, которая за три года динамичного развития смогла вырваться вперед, обогнав своих более старых конкурентов. Сегодня каждая из этих четырех компаний занимает более 10% рынка (см. табл. 1).

табл.1 Разделение пейджингового рынка в России между

компаниями-операторами по числу абонентов (в %)

По данным Госкомсвязи Российской Федерации, за период с 1994 по 1996 г. произошло 20-кратное увеличение численности абонентов. К началу нынешнего года в России около 300 тыс. человек пользовались услугами пейджинговой связи, к 2000 г. число абонентов должно достигнуть 1 млн., к 2005 году  5 млн.    

Охват пейджинговой связью территории России

Более 70% российского рынка пейджинговой связи сосредоточено в крупнейших российских центрах. Наибольшее развитие этот рынок получил в Москве, где пользователями пейджеров является 1,1% населения, и в Санкт-Петербурге (0,6% городского населения). В целом по России пейджинговой связью охвачено до 100 городов, главным образом областные и промышленные центры. Если первая волна распространения пейджинговой связи в России захватила Москву и Санкт-Петербург, то следующая захватит крупные промышленно-развитые российские регионы: Поволжье, Урал, Западную Сибирь, юг Восточной Сибири, Алтай, Дальний Восток. По прогнозам, наиболее интенсивно пейджинговая связь в ближайшие четыре,  пять лет будет развиваться в таких городах, как Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Омск, Самара, Уфа, Челябинск, Пермь, Казань, Волгоград, Ростов-на-Дону.

Сейчас около 3035% российских операторов объединено в единые межрегиональные пейджинговые сети. Клиенты могут пользоваться услугами пейджинговой связи в любом городе, охваченном сетью роуминга. В ближайшие два-три года ожидается “сетевой бум” и число городов, охваченных сетями пейджинговой связи, будет расти.    

Распределение рынка по моделям пейджеров

Компании-операторы предлагают своим клиентам широкий выбор пейджеров различных производителей: от самых простых цифровых и однострочных текстовых пейджеров до многофункциональных, с большим объемом памяти, позволяющих не только получать личные сообщения, но и использовать пейджер в качестве записной книжки или справочного устройства.

Среди фирм  производителей пейджеров на российском рынке лидирует Motorola  71% рынка. Наиболее популярная модель текстовых пейджеров этой фирмы  Motorola Advisor, на которую приходится более половины всех продаж московских фирм-операторов. Ближайшим конкурентом Motorola на российском рынке является японская фирма NEC (20% пейджингового рынка). Продукция NEC, так же как и Motorola, пользуется высоким авторитетом у российских потребителей и активно продвигается многими российскими компаниями-операторами. На долю остальных производителей пейджеров приходится 9% российского рынка. Среди них можно выделить Philips (7% рынка), а также Oi Electric, Nokia, Ericsson. Наиболее популярная среди текстовых пейджеров модель Motorola Advisor присутствует в ассортименте даже тех компаний-операторов, которые специализируются на продвижении пейджеров других фирм. Лучше всего в России прижились текстовые пейджеры, их доля составляет 9598% от общего объема продаж.    

Услуги компаний

Одной из основных тенденций развития российского пейджингового рынка стало постоянное расширение спектра предоставляемых по пейджеру услуг. Условно услуги можно разделить на базовые, которые клиенты получают одновременно с приобретением пейджера без дополнительной платы, и дополнительные, которые клиент может выбрать по желанию за определенную плату.         

Базовые услуги

Тональный набор  используя любой кнопочный телефон, клиент может отправить на пейджер цифровое сообщение минуя оператора.

Перевод сообщений  оператор может перевести отправляемое клиентом сообщение с русского на английский и с английского на русский.

Повтор сообщений с заранее выбранным интервалом времени  клиент может позвонить в операторскую службу, заказать повтор сообщений через любой выбранный им промежуток времени.

Дублирование сообщений  в случае если абонент по каким-либо причинам не получил переданное сообщение, он может заказать у оператора повтор всех сообщений за выбранный промежуток времени.

Автоматическое дублирование  возможность получать все сообщения по нескольку раз, через заранее определенный интервал времени. Эта услуга удобна, если человек находится в метро или вне зоны приема.

Гарантийный и послегарантийный ремонт  компания предоставляет годовую гарантию на любое пейджинг-оборудование, а также проводит послегарантийный ремонт и настройку пейджеров.

Сквозная нумерация сообщений  абонент может контролировать прохождение сообщений, так как в момент отправления каждому сообщению присваивается определенный порядковый номер.

Временное отключение пейджера  отключение пейджера производится по желанию абонента с переносом абонентной платы при наличии секретного кода (ПИН), который владелец может установить на свой пейджер.

Отправка сообщений в точно названное клиентом время  это возможность использовать пейджер в качестве электронного секретаря. Клиент может продиктовать оператору то, что ему необходимо сделать, и назвать время. И если абонент забудет об этом, пейджер обязательно ему напомнит.

Информационные каналы  кроме личных сообщений на пейджеры клиентов ежедневно поступает самая свежая информация о курсах валют, погоде, “пробках” на дорогах, новостях культуры и спорта и о многом другом. Вся информация, приходящая на пейджер, разбита по рубрикам и передается в четкой  и краткой форме в специально выделенные для информационного канала ячейки, не перегружая память пейджера.

Возможность отправки электронного письма на пейджер  позволяет принимать на текстовые пейджеры сообщения, отправленные через глобальную сеть передачи данных Internet.

Хранение сообщений  все сообщения, отправленные клиенту на его абонентский номер, сохраняются до 24 часов и по запросу могут быть отправлены на пейджер.

Справочная служба  позволяет клиентам получить информацию о состоянии счета, о ценах, адресах отделов продаж и пр.    

Дополнительные услуги

Прокат пейджеров  дает возможность использовать пейджер не покупая его.

Удаленный терминал  специальное программное обеспечение, установив которое на персональном компьютере можно самостоятельно отправлять сообщения минуя операторскую службу.

Групповой вызов  эта услуга позволяет передавать сообщения на несколько пейджеров одновременно. Достаточно отправить сообщение на один (групповой) номер, присвоенный нескольким пейджерам.

Word Sender   специальный телефонный аппарат для отправки сообщений  персональная пейджинговая станция, позволяющая передавать сообщения минуя оператора.

Использование пейджера в охранных целях  автоматическая посылка на пейджер информации о срабатывании охранной системы.

Роуминг  возможность использовать пейджер на всей территории действия.

Сравнение предоставляемых услуг  см. табл. 2 (на стр. 32).

табл.2 Спектр услуг, предоставляемых ведущими пейджинговыми операторами

Пейджинг и Интернет

Все больше пейджинговых компаний открывают в глобальной сети Интернет свои предствительства, позволяя своим абонентам отправлять сообщения минуя оператора. Особенно это удобно тем, кто посылает сообщения из других городов и стран. Удалось обнаружить сайты компаний: “Мобил ТелеКом” (www.mtelecom.ru), “Вессо-Линк” (www.vessolink.ru), “Таском” (www.vessotel.com), “Радио-Пэйдж” (www.radiopage.com), “Мульти-Пэйдж” (www.multipage.com), “Радио-Скан” (www.radioskan.ru), “Глобал Телеком” (www.global.com), “Альфаком” (www.cea.ru/alphacom). Также многие крупные операторы предлагают своим абонентам отправлять сообщения через электронную почту. Правда, при этом не исключена возможность получения на пейджер не слишком приятных сообщений или даже угроз  ведь контролировать отправку сообщений через сеть очень сложно.

Многие эксперты связывают будущее пейджинга именно с Интернет, рассматривая пейджинг прежде всего как систему распространения информации. Несомненно, пейджер будет продолжать занимать достойное место среди средств мобильной связи и станет элементом единой системы информационного обеспечения.           

С автором можно связаться по пейджеру: (095) 961-3333, абонент № 45524.