Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

     Стандарты и инструментарий управления дают толчок передаче голоса по каналам с ретрансляцией кадров

Кристина Салливан

Экономический эффект от передачи голоса по сетям пересылки данных давно уже не вызывает никаких сомнений. Но применение в этих целях технологии ретрансляции кадров (frame relay) до недавнего времени сдерживалось из-за отсутствия средств управления и стандартов.

“Когда мы говорим со своими клиентами о цифровой передаче голоса по сетям с ретрансляцией кадров, то слышим в ответ сетования на отсутствие инструментария управления, который бы обеспечил надежный мониторинг голосового трафика”, - говорит Йорам Валент, вице-президент по продажам и маркетингу фирмы NetReality (Санта-Клара, шт. Калифорния), производящей линию продуктов управления трафиком через глобальные вычислительные сети (ГВС) под названием WiseWan.

Идя навстречу потребителям, фирма NetReality выпустила модуль передачи голоса по IP-сетям и каналам с ретрансляцией кадров, который обеспечивает мониторинг трафика, его распределение по уровням приоритетности и учет системных ресурсов.

Доля пользователей систем с ретрансляцией кадров, которые применяют их для передачи голоса, составляет считанные проценты - такую оценку дает Стивен Тейлор, президент фирмы Distributed Networking Associates (Гринсборо, шт. Северная Каролина), проводящей исследования состояния рынка. “Но, - добавляет он, - большое количество сетей с ретрансляцией кадров создает хорошие экономические предпосылки для развития внутреннего рынка таких средств, ведь здесь минута междугородной связи стоит меньше цента”. Для сравнения напомним, что при использовании коммутируемых каналов за каждую минуту разговора приходится платить от 7,5 до 15 центов.

Масштабы цифровой передачи голоса с ретрансляцией кадров в ближайшем будущем должны увеличиться - об этом свидетельствует растущий спрос на устройства, обеспечивающие такую возможность. По наблюдению производителей средств доступа в сети с ретрансляцией кадров, доля такого оборудования в общей структуре их продаж становится все больше. От 70 до 80% продуктов фирмы Memotec Communications (Монреаль, Канада), например, оснащаются звуковыми платами, хотя это повышает стоимость каждого порта на 600 - 900 долл.

“Начальные капиталовложения могут оказаться довольно высокими, но в сетях, охватывающих десяток городов или больше, затраты на интеграцию голоса с данными окупаются за 6 - 8 месяцев”, - уверен Джо Манджокавалло, производственный менеджер Memotec.

Однако мало оснастить устройство с ретрансляцией кадров голосовой платой, для качественной передачи звука требуется решить целый ряд проблем. “Главное отличие между передачей голоса и данных заключается в том, что звук, как правило, поступает небольшими пакетами, которые должны быть доставлены точно в срок, - отмечает Манджокавалло. - Объединяя голос и данные, приходится много внимания уделять обеспечению целостности информации и четкому определению уровня ее приоритета”.

Использование услуг frame relay в мировом масштабе

В сетях с ретрансляцией кадров наивысший приоритет присваивается голосовым и факсимильным передачам. Таким образом удается избежать их задержки при одновременной пересылке с большими файлами данных, гарантировать доставку всех пакетов и устранить искажение звука. А все это - необходимые условия выполнения спецификации FRF.11 Форума frame relay, устанавливающей стандарты на подобные устройства.

В своих продуктах производители часто прибегают к фрагментации кадров: когда по сети передается речевая информация, каждый большой кадр с обычными данными делится на несколько малых, как это предусмотрено в спецификации FRF.12. “Мы перемежаем голосовые пакеты с пакетами данных, обеспечивая тем самым непрерывность при передаче речи”, - рассказывает Манджокавалло и добавляет, что все такие устройства его фирмы оснащаются специальным буфером, устраняющим паузы в разговоре.

А вот что говорит об интеграции голоса с данными Роб Зиммер, менеджер корпорации IBM (Рейли, шт. Северная Каролина), курирующий производство технических средств для поставщиков услуг: “В последнее время предложено множество усовершенствований, которые обеспечивают эффективное использование полосы пропускания и интегрированное сетевое управление передачей голоса и данных. Рынок вполне созрел для того, чтобы потребители всерьез взглянули на возможность передачи голоса по сетям с ретрансляцией кадров. Этот процесс уже начался и должен завершиться в ближайшие несколько лет. Подключаясь сегодня к такой сети, будь она общедоступной или частной, вы быстро убеждаетесь, что все используемое здесь оборудование можно без особого труда модернизировать для передачи голоса”.

Корпорация IBM пока не выпускает средств доступа к сетям с ретрансляцией кадров, которые бы обеспечивали передачу голосовых сообщений, однако вскоре положение должно измениться. Уже в нынешнем году она намерена анонсировать новые продукты с поддержкой передачи голоса по сетям с ретрансляцией кадров, АТМ и IP. “Мы должны гарантировать, что голосовой трафик не споткнется на первом же IP-шлюзе, - поясняет Зиммер. - Покупатели хотят иметь ясное представление о том, что они покупают сегодня для передачи голоса по любым сетям, будь то АТМ, ретрансляция кадров или IP”.

Группа изучения телекоммуникаций Международного союза электросвязи (МСЭ) и Форум frame relay уже приступили к разработке стандарта, гарантирующего качество обслуживания при передаче голоса в сетях с ретрансляцией кадров. Об этом нам рассказал Марк Каплан, старший производственный менеджер корпорации Newbridge Networks (Херндон, шт. Виргиния), где он руководит выпуском продуктов для таких сетей. Одновременно Каплан является сопредседателем Форума frame relay, отвечая здесь за маркетинг. По его словам, практическая реализация нового стандарта позволит значительно сократить потери пакетов, поскольку в него будет заложен допустимый предел данного параметра. Как ожидается, МСЭ вынесет предварительный вариант нового стандарта на обсуждение уже нынешней осенью.

Пока же производители средств доступа в сети с ретрансляцией кадров применяют собственные технологии гарантированного качества обслуживания. Фирма ACT Networks (Камарилло, шт. Калифорния), например, оснащает свои продукты рядом функций, сходных с технологиями АТМ, которые обеспечивают обработку трафика с ретрансляцией кадров на скоростях до 2 Мбит/с. “Все сообщения, поступающие в наш NetPerformer, делятся на небольшие элементы, напоминающие ячейки АТМ, - говорит Гастон Пуар, директор по маркетингу продукции этой фирмы. - Каждый такой элемент получает собственный заголовок, где указывается его получатель и уровень приоритета. Размер элементов может меняться, что обеспечивает наиболее эффективное использование пропускной способности канала”.

О стандартах на передачу голоса по сетям с ретрансляцией кадров этот специалист отзывается не слишком лестно, так как они не обеспечивают должного взаимодействия. “Даже если производители начнут поддерживать стандарты МСЭ G.729 и FRF.11, они не смогут обеспечить ни передачу сигналов, ни совместное функционирование сетей”, - поясняет Пуар. По его мнению, производители не откажутся от собственных средств передачи сигналов до тех пор, пока не будет создан и проверен в работе стандарт обмена сигналами.

Интерес компаний к передаче голоса по сетям пересылки данных в немалой степени объясняется их стремлением сократить расходы. “Объем информации определяется количеством приложений и их производительностью, тогда как объем голосового трафика растет пропорционально числу сотрудников, - отмечает Байрон Хендерсон, директор по маркетингу подразделения деловых средств многопротокольного доступа фирмы Cisco Systems (Сан-Хосе, шт. Калифорния). - Глядя на бесконечные счета за междугородные переговоры, руководители компаний начинают задумываться о более экономичных способах связи. Хорошим выходом представляется слияние бюджетных средств, выделяемых отдельно на голосовую связь и передачу данных, и развертывание за счет этого интегрированной системы обмена информацией”.

По словам Хендерсона, еще до конца нынешнего года Cisco намерена встроить в свой многосервисный концентратор доступа 3810, уже снабженный возможностями интеграции голоса, новую учетную функцию. “Регистрация всех данных по каждому телефонному звонку поможет определить, кто звонил, кому и сколько времени занял разговор”, - поясняет он.

Версия для печати