Колонка обозревателя

Петр Чачин

Финансовый кризис в стране затронул все без исключения секторы экономики, включая и отрасль связи. На протяжении последних лет телекоммуникации оставались неким островком благополучия. И даже в первом полугодии нынешнего года показатели роста были положительными, хотя и несколько снизились по сравнению с предыдущими периодами. После событий 17 августа наиболее сильный ущерб понесли операторы мобильной связи, в первую очередь сотовой. Кривая спроса на их услуги резко пошла вниз, начался отток абонентов.

Петр Чачин

Большинство компаний оказалось в очень сложном положении: клиенты перестали покупать аппараты, трафик уменьшился, доходы снизились, начали возникать трудности с инвестиционными проектами. В некоторых городах произошел настоящий “обвал” рынка сотовой связи.

“По нашему прогнозу, - сказал Александр Маношкин, ведущий специалист отдела маркетинга компании "Московская сотовая связь" (МСС), - если ситуация будет изменяться таким же образом, то до конца года сотовые операторы могут потерять 25% своих абонентов”.

Операторы мобильных коммуникаций прилагают большие усилия, чтобы сохранить клиентов, сократить расходы, улучшить обслуживание пользователей. Например, МСС, по словам г-на Маношкина, предложила своим пользователям подключение без абонентской платы на полгода (стоимость эфирного времени осталась прежней). Другой вариант льготного обслуживания реализует “Сибирская сотовая связь” (г. Омск). По сообщению Виктора Манешина, президента “Ассоциации-800”, эта компания оказывает услуги своим клиентам исходя из стабильного валютного курса 6,5 руб. за 1 долл., т. е. оставив рублевые тарифы неизменными.

Впрочем, даже эти меры не способны остановить исход абонентов. Кризис в первую очередь ударил по нашему нарождающемуся среднему классу, по тем, кто еще совсем недавно зарабатывал от одной до пяти тысяч долларов в месяц. Сейчас уволены или отправлены в неоплачиваемый отпуск сотни тысяч “белых и синих воротничков”. Для многих этих людей, еще недавно не представлявших себе жизни без сотового телефона, подобные услуги сейчас стали не по карману.

Что касается рынка пейджинговой связи, то его перспективы за счет менее дорогого обслуживания и фиксированной абонентской платы представляются более радужными. Сегодня сложилось необычное положение, когда пейджер для одних стал привычным средством коммуникации, а для других - вынужденной необходимостью вследствие отказа от сотовой связи с ее нынешними тарифами. В момент всеобщей паники многие абоненты сотовой связи оказались неплатежеспособными и, движимые желанием обеспечить себя мобильной связью, побросав сотовые телефоны, кинулись покупать пейджеры, внося при этом абонентскую плату за 1 - 2 года вперед.

В результате на пейджинговом секторе телекоммуникационного рынка ситуация не столь однозначна, как на сотовом.

Фактически у разных предприятий и разный запас живучести. Например, потеря 300 или 500 пользователей для столь крупной компании, как “Мобил ТелеКом”, имеющей свыше 60 тыс. клиентов, практически незаметна. Но для оператора, обслуживающего 500 или 1000 абонентов, а таких в стране большинство, подобный отток означает полный провал их бизнеса. Вот как оценивает положение на рынке систем персонального радиовызова Татьяна Иванова, коммерческий директор фирмы “Астра Пейдж”, старейшего пейджингового предприятия страны: “Серьезные убытки понесли все без исключения компании. В сложном положении оказались как крупнейшие из них, в которых 90% капитала составляют западные инвестиции, так и средние и мелкие фирмы, не успевшие пройти начальные периоды развития.

Прогнозировать что-либо относительно пейджинговых компаний довольно сложно, так как практически все они образовывались и развивались в период бурного развития рынка в России и, как показывает практика, оказались абсолютно не готовы к финансовому кризису, о чем свидетельствует "война цен", которой увлеклись сегодня многие пейджинг-операторы.

Полагаю, что вследствие кризиса из общего числа пейджинговых компаний в России в лучшем случае останется одна треть”.

Телекоммуникационный сектор в отличие от многих других сфер экономики ныне оказался в сильной зависимости от долгосрочных заимствований в иностранной валюте, так как операторы в последние годы активно покупали оборудование зарубежного производства для модернизации и развития своих сетей. В современных условиях легко могут образоваться “ножницы” между рублевой выручкой, подверженной инфляции, и платежами по обслуживанию внешних долгов, осуществляемых в валюте. Среди предприятий, имеющих наиболее крупные валютные долги, называют компании “Ростелеком”, МГТС, “Уралсвязьинформ” и некоторые другие.

Национальный телекоммуникационный оператор “Ростелеком” на днях уже сообщил о предстоящем повышении тарифов на услуги международной связи примерно на 30 - 40%. Эти действия фирма объясняет продолжающимся падением курса рубля.

Что касается региональных операторов, то антимонопольные структуры и власти на местах им вряд ли разрешат в достаточной мере повышать тарифы, поскольку такой рост может отрицательно сказаться на политической ситуации в стране и сильно ударить по населению. Об этом, в частности, свидетельствуют и действия холдинговой компании “Связьинвест”, объявившей о своей антикризисной программе, в рамках которой она уже заморозила работы по ряду заключенных договоров, а в отдельных случаях даже вернула оборудование поставщикам. Оплату некоторых действующих контрактов она намерена реструктуризировать. Кроме того, как сообщило агентство @-Меdiа, “Связьинвест” рекомендовала своим дочерним компаниям воздержаться от заключения новых контрактов.

Еще одной антикризисной мерой “Связьинвеста” должно стать снижение эксплуатационных расходов. Добиться этого компания намерена путем сокращения численности персонала, уменьшения уровня заработной платы и затрат по энергоресурсам.

Не остался в стороне в столь горячее время и Государственный комитет Российской Федерации по связи и информации. Антикризисная комиссия этого ведомства приняла решение, согласно которому тарифы на услуги местной телефонной связи в России будут доведены до “уровня себестоимости” (в Москве, например, “уровень себестоимости” услуг МГТС до кризиса составлял 40 руб. в месяц, а абонентская плата - 20 руб.). Кроме того, было решено ускорить централизацию процесса тарификации услуг местной телефонной связи (в настоящее время тарифы определяются на региональном уровне) и ввести в текущем году единые тарифы на услуги связи по распространению теле- и радиопрограмм.

Все эти меры Госкомсвязи объясняет необходимостью компенсировать потери рынка связи, вызванные экономическим и финансовым кризисом в России.

В условиях свертывания импорта зарубежной техники и компонентов появляется некоторый шанс для российских компаний промышленности средств связи (ПСС) расширить свое присутствие на отечественном рынке телекоммуникаций. К сожалению, большая часть предприятий традиционной ПСС в результате бесконечных реорганизаций, неумелой приватизации, бессистемной конверсии оказалась в совершенно бедственном положении и вряд ли без серьезной поддержки государства сможет воспользоваться новой ситуацией на рынке.

Версия для печати