Алина Трофимова

Нет худа без добра - так можно вкратце охарактеризовать ситуацию на рынке пейджинговой связи после августовского кризиса прошлого года. С одной стороны, кризис больно ударил по многим операторам, не все из них оправились от тяжелых потерь. С другой - привел к санации рынка, значительному снижению цен на обслуживание и на сами пейджеры, а также заставил компании-операторы изобретать новые способы привлечения и удержания клиентов.

Распределение рынка пейджинговой связи в Москве (%)

Что же изменилось на рынке пейджинга за прошедший год? Первое - значительно снизились цены. С момента появления пейджинга в России цены самой популярной и самой надежной модели пейджера - Motorola Advisor - упали в 6 - 7 (!) раз. Сегодня этот пейджер (плюс 1 - 2 месяца обслуживания) обойдется в $84, в 1994 - 1995 гг. “контракт” в современном понимании обходился где-то в 500 - 550 долл. Стоимость обслуживания тоже упала, наиболее сильно - в послекризисный период. Так, ежемесячное обслуживание 4-строчных моделей (а это около 72% всего рынка) в феврале 1999 г. - на 35 - 40% дешевле, чем в феврале 1998 г., а для некоторых моделей эта разница еще больше.

Помимо простого снижения цен, кризис вынудил многих операторов придумывать “нетрадиционные” схемы обслуживания. Появились так называемые “электронные” тарифы, позволяющие абонентам получать текстовые сообщения, отправленные через Интернет, а также цифровые сообщения, отправленные через тоновый набор. Стоимость по таким тарифам варьируется от $4,95 (“Мобил ТелеКом”) до $13 (“Таском”) в месяц.

Стоимость первоначальных контрактов на Motorola Advisor (долл.)

Кроме того, резко обострилась борьба за новых клиентов и удержание старых. Успех сопутствовал операторам, нашедшим эффективные маркетинговые ходы, подкрепленные соответствующей рекламной поддержкой. Так, компания “Мобил ТелеКом” предложила “антикризисные” цены (обслуживание 4-строчников за $20,34 в месяц, контракты за $69), новые виды услуг, а также специальные тарифы для постоянных клиентов. А компания “Вессо-Линк Единая Пейджинговая” ввела для экономных абонентов специальный тариф - $20 в месяц, правда, при такой оплате на пейджер можно отправлять сообщения, не превышающие 70 знаков.

Однако никакое снижение цен не смогло переломить ряд устойчивых стереотипов, прочно укоренившихся в сознании наших граждан.

Иллюзия № 1: в Америке пейджинг стоит в десятки раз дешевле, чем у нас. Корни этой иллюзии - из далекого прошлого российского пейджинга и мобильной связи вообще. В те светлые для операторов времена пейджинг действительно стоил у нас в несколько раз дороже. Сегодня ситуация обратная. Для сравнения: в Америке минимальный контракт на цифровой пейджер с обслуживанием в течение месяца стоит $66,95 (сам пейджер - $40, еще $20 - подключение, $6,95 - абонентная плата. Годовой контракт обходится в $179,4 (у нас минимальная цена годового контракта на цифровой пейджер - $59,4).

Динамика цен на обслуживание 4-строчных пейджеров в Москве (долл.)

Еще немного цифр: в США минимальная стоимость текстового 4-строчного пейджера с операторским обслуживанием в течение 3 месяцев - $190,85 плюс налоги (у нас - $94, включая налоги). И тем не менее в США насчитываются миллионы абонентов пейджинговых сетей.

Иллюзия № 2: пейджер - “недоделанный” сотовый телефон, когда сотовая связь подешевеет, пейджинг умрет. На самом деле эти виды мобильной связи - не конкурирующие, а взаимодополняющие.

У пейджера есть свои привлекательные особенности, из которых отметим, что пейджер - очень удобное средство связи для “жителей” Интернета: отправить сообщение на пейджер можно в режиме реального времени с сайта компании или через электронную почту, на пейджер можно посылать уведомление о поступлении информации по электронной почте. Первое особенно актуально для тех, кто разделен большими расстояниями и не желает тратить деньги на телефонные переговоры. Обе возможности важны для системных администраторов и программистов, например, компьютер может автоматически передавать на пейджер сигналы о неполадках с сервером или сбое в программе.

С автором статьи можно связаться по телефону: (095) 961-1144.

Версия для печати