Электронная коммерция повышает спрос на информационные технологии

Начинающие производители программного обеспечения уделяют все больше внимания службам каталога. Многие из них твердо уверены, что именно эти технологии должны лечь в основу новой платформы разработки приложений, столь необходимой сегодня предприятиям и пользователям Интернета.

Такой точки зрения, как правило, придерживаются небольшие компании, образованные совсем недавно. Все они полностью разделяют концепцию, еще три года назад выдвинутую Novell и Netscape Communications: для крупномасштабной электронной коммерции нет ничего лучше приложений на базе каталогов. Лишь с их помощью подразделения информационных технологий смогут не только следить за бесчисленным количеством пользователей и сетевых устройств, но и управлять ими.

Тогда призыв сетевых гигантов повис в воздухе, но сейчас, уверены энтузиасты каталогов, ситуация в корне изменилась. За прошедшее время совокупность стандартов и пользовательских потребностей достигла критической массы, нужной для претворения новой идеи в жизнь.

“Интернет постепенно завоевывает мир, и у людей все чаще возникает необходимость в электронной коммерции и Web-системах,  -  уверен Уильям Майкл, вице-президент информационных технологий нью-йоркской фирмы Centre Solutions, которая занята практической реализацией каталожных приложений фирмы Business Layers.  -  Создается колоссальная инфраструктура, и ею нужно управлять. А сделать это можно с помощью каталогов и приложений на их основе”.

Когда-то краеугольным камнем каталожных систем считался один-единственный протокол LDAP (Lightweight Directory Access Protocol  -  облегченный протокол доступа к каталогам), но сейчас спектр такого инструментария значительно расширился. Здесь и язык Directory Services Markup Language (язык разметки услуг каталогов), и спецификация Directory-Enabled Networking (организация сетей на базе каталогов), и ряд других элементов. Пришлось создать даже специальную организацию Directory Interoperability Forum (Форум совместимости каталогов), которая, как явствует из ее названия, изучает возможность взаимодействия между каталогами различных разработчиков. Все это, как считают наблюдатели, значительно повышает жизнеспособность каталожных приложений.

“Когда заговорили о LDAP, существовала лишь спецификация на этот протокол, но не было ни одной настоящей его реализации,  -  вспоминает Джейми Льюис, аналитик фирмы The Burton Group.  -  В нашей отрасли постоянно повторяется один и тот же сценарий: сначала поднимается большая шумиха, затем происходит откат назад, и лишь после этого развертывается реальная работа. Что касается каталогов, то мы находимся сейчас на третьем этапе, причем значительная часть работы уже проделана”.

Слова Льюиса подтверждаются цифрами. По прогнозам корпорации IDC, в ближайшее время доля клиентских приложений, поддерживающих LDAP, многократно возрастет. Если в 1998 г. они составляли всего 12% от общего числа сетевых клиентов, то к 2003 г. их будет уже 96%.

Системы для управления каталогами и приложениями электронной коммерции уже поставляются рядом начинающих компаний, включая Business Layers, BindView Development, Oblix, Bowstreet Software, FastLane Technologies, Entevo и Mission Critical Software. Характерно, что в новых приложениях они все чаще ставят во главу угла каталоги, а не операционные системы предприятий.

Не стоит думать, будто главной движущей силой этого рынка станут исключительно те выгодные условия, которые предлагают своим клиентам начинающие компании электронной коммерции. Сегодня здесь не меньше возможностей, чем было на рынке Интернета год назад, когда предприниматели выискивали малейшую незаполненную нишу для открытия собственных онлайновых магазинов.

Динамизм малых компаний, их быстрая реакция на изменчивую ситуацию рынка дают пользователям немало преимуществ. Наглядным примером могут служить Business Layers и BindView, занятые разработкой и внедрением приложений на основе каталогов. Фирма Business Layers в начале декабря выпустила бета-версию программы eProvision Employees, предназначенной для создания и удаления профилей пользователей в масштабах всего предприятия. Это ПО (его коммерческая версия ожидается в первой половине 2000 г.) способно взаимодействовать со всеми основными службами каталога, осуществляя с их помощью контроль за оборудованием и ресурсами, выделенными тому или иному пользователю.

По словам представителей Business Layers, фирма планирует также выпуск комплекта приложений, призванного упростить подбор служащих и решение других кадровых задач.

Фирма BindView, образованная девять лет назад, уже провела модернизацию своего пакета Bv-Control, предназначенного для управления риском и обеспечения безопасности. Его новая версия опирается в своей работе уже не на платформы Windows NT или Exchange, а на службу каталога Active Directory.

Как заявили представители фирмы, Bv-Control для Active Directory появится в продаже в I квартале 2000 г. одновременно с Windows 2000. Цена на новое ПО пока не установлена.

Высокая активность компаний-разработчиков заставляет некоторых менеджеров информационных технологий по-иному взглянуть на службу каталога и использующие ее приложения. “Все происходящее можно объяснить зарождением новой бизнес-модели,  -  считает Боб Оффут, вице-президент Sabre Labs (Даллас, шт. Техас), подразделения фирмы Sabre.  -  Три года назад "Всемирная паутина" была очень проста и пользователю не составляло никакого труда пометить в ней все, что его интересовало. Сегодня ситуация совершенно другая: чтобы разобраться с динамичным содержанием Сети, необходима служба каталога”.

Версия для печати