Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

Клиенты обеих компаний обеспокоены перспективой ослабления конкуренции, которое может отрицательно сказаться на их покупательной способности

Предполагаемая покупка фирмы Lucent Technologies (Мюрри-Хилл, шт. Нью-Джерси) французским производителем Alcatel S.A. (Париж) вполне может избегнуть возражений со стороны государственных регулирующих органов, затормозивших некоторые другие международные слияния в сфере телекоммуникаций. Однако из того, что этой сделке не придется преодолевать сопротивление Вашингтона, отнюдь не следует, что она не создаст неудобств для клиентов обеих компаний.

“Я уверена, что в той или иной мере этим озабочены все члены нашей ассоциации, поскольку все они пользуются продукцией Lucent и Alcatel, - заявила Мишель Тобер, представительница по связям с прессой United States Telecom Association (ассоциация американских поставщиков местных телефонных услуг). - Если результатом объединения станет ослабление конкуренции, могут вырасти цены”.

Ходят слухи, что Lucent и Alcatel уже некоторое время ведут переговоры о возможном слиянии, оцениваемом более чем в 30 млрд. долл.; но официальные лица от комментариев отказываются.

Хотя Lucent и Alcatel хорошо дополняют друг друга во многих областях, некоторые из выпускаемых ими продуктовых линий перекрываются. Для самих компаний это означает перспективу сокращения издержек - к чему стремятся все производители в условиях нынешнего замедления экономического развития. Отраслевые обозреватели сходятся на том, что слияние, по всей вероятности, приведет к сокращению штатов и снятию с производства продуктов, которые окажутся лишними. Кроме того, сужение круга производителей, работающих в одном сегменте рынка, будет означать ограничение маневра для покупателей.

Крупнейшие члены USTA - региональные телефонные компании (Regional Bell Operating Companies) - воздерживаются от открытого одобрения или неодобрения предполагаемого слияния, учитывая, видимо, перспективу сужения выбора поставщиков в будущем.

“Это не то событие, по поводу которого мы могли бы особенно распространяться, - пояснила представительница фирмы Verizon Communications (Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк) по связям с общественностью Сьюзан Бутта. - Публичное обсуждение своего поставщика - занятие малопривлекательное”.

В то же время корпоративные клиенты, в целом обладающие более скромной покупательной способностью, хорошо знакомы с отрицательными сторонами консолидации поставщиков.

“Конечный эффект зависит от того, какие компании объединяются и о какого рода консолидации идет речь, - высказала свое мнение директор информационно-технической службы города Торонто Джоан Мойер. - Если вы очень довольны сотрудничеством с одной из них, это вовсе не означает, что такое удовольствие продлиться и в случае объединения”.

В отличие от рынка поставщиков услуг с его сложившейся традицией монополистического устройства и раздела по географическому признаку мир производителей, по мнению исследователей, дает новичкам больше шансов. “ Еще остается очень много конкурирующих компаний, - уверяет аналитик из фирмы The Strategis Group (Вашингтон, округ Колумбия) Элиотт Гамильтон. - У производителей оборудования мало возможностей стать монополистами”. А для предприятий, действующих одновременно в Старом и Новом Свете, слияние Lucent - Alcatel может, по его мнению, оказаться и вовсе выгодным: “Корпоративные пользователи продуктов этих компаний, сами являющиеся глобальными предприятиями, могут рассматривать объединение как позитивный шаг”.

Впрочем, сделка пока еще далека от заключения, и хотя ее потенциальным участникам не придется преодолевать такого противодействия регулирующих органов, через которое прошли поставщики телекоммуникационных услуг вроде Deutsche Telekom и VoiceStream Wireless, финансовые резоны участвующих в слиянии компаний остаются не вполне понятными.    

Комментарий PC Week/RE

Как, вероятно, уже известно нашим читателям, 29 мая 2001 г. Alcatel и Lucent завершили переговоры о своем возможном слиянии. Компании заявили, что в результате этих переговоров не было заключено никаких соглашений, и от дальнейших комментариев отказались. (См. пресс-релиз Lucent, http://www.lucent.com/press/0501/010529.coa.html.)

Однако просочившаяся (и, скорее всего, взаимно согласованная) информация о причинах прекращения переговоров свидетельствует о том, что Lucent недовольна недостаточным, по ее мнению, представительством в совете директоров объединенной компании, из-за чего слияние больше напоминает поглощение. Компания предпочла независимость.

Основные сведения о компаниях

     Lucent

- Штат. Более 84 тыс. человек по всему миру.

- Распространенность. Собственные представительства или дистрибьюторы более чем в 65 странах и областях; технические центры Bell Labs в 30 странах.

- Развитые направления. Аппаратура оптических и беспроводных сетей, услуги поддержки и сервисного обслуживания коммуникационных сетей.

Alcatel

- Штат. 130 тыс. человек по всему миру.

- Распространенность. Присутствие в 130 странах.

- Развитые направления. Аппаратура асимметричных цифровых абонентских линий, наземных и подводных волоконно-оптических сетей, телефонных сетей общественного пользования и стационарного беспроводного доступа.

Версия для печати