Российские телевизоры: десять лет в “школе рынка”

ВЫСТАВКИ

Международная выставка бытовой электроники Moscow Electronics Show-2001, прошедшая в начале октября в Сокольниках, продемонстрировала, чему научилась и как закончила наша телевизионная промышленность “десятилетку рыночной экономики”. Ведь прошло ровно десять лет (срок учебы в средней школе) с тех пор, как либерализация импорта бытовой техники как бы поставила крест на отечественных “Рубинах”, “Рекордах”, “Березках”.

Не все поступившие в первый класс дотянули до десятого. Но “аттестат зрелости”, причем с приличными оценками, кое-кто получил.

Как правило, большинство новых игроков рынка бытовой электроники начинали с продаж импортных телевизоров, в основном японских и южнокорейских. Потом они занялись отверточной сборкой наиболее ходовых моделей под “лейблами” фирм-изготовителей, чем некоторые промышляют и по сей день. Другие пошли дальше - внося изменения в базовые импортные модели, стали выпускать телевизоры под собственной “вестернизированной” маркой. Однако следует отметить, что доля импортных комплектующих в любых выпускаемых в России телевизорах по-прежнему остается чрезвычайно высокой.

Итак, пройдемся по стендам производителей телевизоров, начиная с “грандов” советских времен. У московского “Рубина” стенд был по-своему уникальным: помимо вывески и небольшого рекламного проспекта на нем больше ничего и никого не было.

Зато минское объединение “Горизонт” (www.horizont.by) представило свою продукцию весьма широко. По словам руководителя отдела маркетинга объединения Александра Котляра, сейчас месячный выпуск “Горизонтов” различных моделей составляет около 30 тысяч штук, из них половина идет в Россию. Производство телевизоров по сравнению с 2000 г. выросло более чем на 20%. Объединение заинтересовано и в организации сборочных цехов “на стороне”, работающих на их собственной базе из SKD-комплектов.

“Горизонт” выпускает телевизоры цветного изображения 6-го и 7-го поколений с диагональю 37, 51, 54, 63 и 70 см, оснащенные трубками ведущих европейских и южнокорейских производителей. Не забыты и черно-белые телевизоры - их стабильный выпуск будет всегда обеспечен, пока есть загородные садовые участки и люди с малым достатком.

Программа конверсии заставила авиазавод в Комсомольске-на-Амуре искать, чем загрузить освободившиеся площади. И в 1993 г. на базе цеха тестирующего оборудования истребителя Су-27 был организован Дальневосточный радиоэлектронный завод “Авест” (www.kontyr.ru). Первоначально велся выпуск телевизоров под маркой LG, у которой и были закуплены линии сборки. Ныне завод выпускает продукцию на трех линиях уже под собственной маркой “Авест” (диагональ 37, 54 и 63 см). В ближайших планах - запуск линии телевизоров цветного изображения с диагональю 72 см.

По словам маркетолога завода Виталия Микрюкова, телевизоры “Авест” пока что мало известны в европейской части России, но на Дальнем Востоке они пользуются большой популярностью. Причин тому несколько. Главные из них две: военная приемка, позволяющая “Авесту” давать трехлетнюю гарантию на свою продукцию, и доставка комплектующих с юга Китая и Гонконга, которая обходится сравнительно дешево, что дает возможность выпускать телевизоры в расчете на невысокий жизненный уровень дальневосточников.

Другим путем пошла хабаровская “Группа EVGO” (www.evgo.ru). Она начинала с магазина, где торговала импортной электроникой, затем ею был создан сервисный центр по обслуживанию импортной техники, которую до середины 90-х годов везли со всего мира и владельцы которой постоянно испытывали сложности с ремонтом. С 1995 г. “Группа EVGO” приступила к сборке на поточной линии телевизоров Gold Star (сейчас LG). По словам начальника департамента маркетинга Надежды Туробовой, первый телевизор под собственной маркой EVGO был выпущен в марте прошлого года и сразу получил серебряный диплом на конкурсе “100 лучших товаров России 2000 года”. Сейчас выпускается линейка аппаратов с диагональю 54, 64, 72 и 87 см. Группа производит также одну модель видеомагнитофона и одну модель видеоплейера.

А вот московская фирма “Технософт” (www.polar.webzone.ru) разработала и сертифицировала собственную марку телевизора Polar с системами шумоподавления и интерфейсом подключения к ПК. Выпуск его налажен на заводе в Александрове, где ежемесячно производится около 6000 телевизионных приемников с диагональю 37, 51 и 54 см. Телевизоры достаточно дешевые. Так, розничная цена самого маленького из них составляет не более $120.

Сам же Александровский радиозавод продолжает выпуск “Рекордов” и приступил к производству нового под маркой Xantrax. Сборка осуществляется по схемотехнике Samsung на оборудовании голландской фирмы NMA.

На площадях другого завода в Александрове компания “Арсенал” (www.arsenal-techno.ru) наладила выпуск телевизоров с жидкокристаллическим дисплеем с функцией монитора, которые могут использоваться и для работы с ПК. Для выпускаемых ЖК-телевизоров сам “Арсенал” пока что делает лишь вспомогательные платы. Все остальное - импорт. Поэтому оптовые цены на ЖК-мониторы Syscom производства LG-Philips весьма высоки. В зависимости от размеров матрицы они стоят от $380 до $1795.

Международный транснациональный холдинг S&W Holding, владеющий контрольным пакетом акций Rolsen Electronics, выпускает телевизоры марки Rolsen (www.rolsen.ru) на бывшем предприятии “Электронприбор” в подмосковном Фрязине. Диапазон выпускаемых моделей весьма широк - диагональ экрана от 37 до 63 см, большая часть телевизоров - с абсолютно плоским экраном.

Версия для печати