СЕТИ

    

Сеть связи "Искра", созданная более четверти века назад для нужд партийно-хозяйственного руководства страны, сегодня превратилась в современную развивающуюся телекоммуникационную бизнес-структуру, охватывающую всю территорию России и обеспечивающую не только широкий набор услуг, но и требуемый уровень защиты передаваемой информации.

Смена акцентов: от обслуживания элиты до создания СДО

Современная федеральная сеть делового обслуживания (СДО) "Искра" является наследником традиций и идеологии построения сети телефонной связи, реализация которой по постановлению правительства началась еще в 1976 г.

Она создавалась как выделенная по обслуживанию сеть для обеспечения оперативной междугородной и внутризоновой связью высших органов государственной власти, руководителей областных и республиканских администраций, министерств и ведомств, правоохранительных органов, а также предприятий оборонной промышленности.

Сеть эта получила название "Искра-1" и была построена с учетом специальных требований повышенной защиты передаваемой информации от утечек, обеспечения соединения абонентов по сокращенной нумерации с высоким приоритетом по отношению к абонентам сети общего пользования.

Изначально она была спроектирована не как региональная или ведомственная, а как общесоюзная структура с расширенными функциями, необходимыми для управления. При этом в отличие от сетей правительственной связи она была рассчитана на большое количество абонентов.

Очередным этапом ее развития стала сеть "Искра-2", в которой введена автоматическая коммутация и взаимодействие с телефонной сетью общего пользования (ТфОП). "Искра-2" строилась только на кабельных магистралях, что обеспечивало высокое качество соединений, а также повышенную защиту информации от несанкционированного доступа по сравнению с другими вызовами, обслуживаемыми ТфОП.

В последние годы существования СССР сеть "Искра" практически стала телекоммуникационной основой государственного управления, а для некоторых чиновников ее пятизначный телефонный номер был одним из признаков приобщенности к "элите" того времени.

Развитие сети продолжилось и в постсоветское время. В 1990 г. было создано малое государственное предприятие АСВТ (www.asvt.ru), на которое возложили обслуживание сетей фиксированной связи "Искра" и подвижной связи "Алтай". В 1991 г. Минсвязи разрешило привлекать в "Искру" и коммерческих абонентов, что спасло ее от вытеснения с рынка в период кризиса системы госуправления.

"Искра" в новых условиях

В 1997 г. сеть обслуживала 16 900 абонентов в регионах и 7600 - в Москве и Московской области из 153 организаций. При этом вся инфраструктура ее не только сохранилась, но и получила дальнейшее развитие.

"С ростом деловой активности в стране к середине 1999 г. абонентская база "Искры-2" уже действовала в 67 регионах страны, - сказал технический директор ОАО АСВТ Сергей Мишенков. - Однако преобладание в сети аналоговых систем передачи стало тормозом для дальнейшего расширения спектра и повышения качества услуг".

Решениями Государственной комиссии по электросвязи (ГКЭС) в 1999 г. были утверждены концепция и генеральная схема дальнейшего развития сети "Искра" в составе Взаимоувязанной сети связи (ВСС) страны и определен ее перевод на новейшее цифровое технологическое оборудование.

Цель этих документов - создание федеральной СДО с сохранением эксклюзивных функциональных свойств и преимуществ сети "Искра" для использования ее в качестве базовой структуры, позволяющей предоставлять на территории России приоритетные инфокоммуникационные услуги органам государственной власти и управления РФ, корпоративным клиентам, а также частным лицам.

Концепцией дальнейшего развития СДО "Искра" предусматривается построение федеральной сети общей емкостью 1 млн. номеров, в том числе 500 тыс. номеров в Москве и Московской области. Все создаваемые на территории РФ СДО "Искра" организационно подразделяются на СДО московского региона и региональные.    

Структурная схема федеральной СДО "Искра"

СДО московского региона, предназначенная для обслуживания абонентов столицы и области, также является центральным коммутационным узлом, обеспечивающим взаимосвязь региональных СДО "Искра" с выходом на столичную АТС; при этом она выполняет функции узла доступа к имеющимся информационно-технологическим системам и интеллектуальным услугам.

Услуги СДО "Искра" как составной части ТфОП в Москве предоставляются АО АСВТ, а в регионах - компаниями "Cвязьинвеста" и другими операторами, учрежденными АСВТ и МРК "Связьинвеста". Дальнейшее развитие сети должно проходить при участии Ассоциации операторов СДО "Искра", которая будет способствовать проведению единой технической и тарифной политики.

В СДО предусмотрено обслуживание трех категорий абонентов с различным приоритетом. К первой категории относятся абоненты с пятизначной нумерацией, которым все виды услуг предоставляются только в пределах "Искры" без выхода в сеть общего пользования. К ним чаще всего относятся органы государственной власти и управления, предприятия оборонных отраслей промышленности и администрации регионов.

Абоненты второй и третьей категорий - коммерческие и деловые структуры. Все виды услуг предоставляются им с выходом в сеть общего пользования. Для всех пользователей "Искры" существует приоритет междугородных сообщений.

СДО "Искра" - для корпоративных структур

Сегодня сеть "Искра" охватывает все регионы России, причем в 79 из них она полностью переведена на новейшее цифровое оборудование, систему сигнализации ОКС-7 и современные протоколы передачи данных. Это делает ее одинаково приспособленной как для телефонии, так и для передачи данных и телематики.

Клиенты ОАО АСВТ могут получить высококачественную местную, междугородную и международную телефонную связь, приоритетное обслуживание вызовов по принципу минимального ожидания при занятости всех линий выбранного направления, IP-телефонию, видеоконференцсвязь.

Схема корпоративной сети на основе СДО "Искра"

Им могут быть обеспечены Интернет-сервисы; услуги ISDN и интеллектуальной сети (IN); организация офисных и корпоративных сетей связи. Для московских абонентов доступны также высокоскоростная передача данных по выделенным и коммутируемым каналам на основе Gigabit Ethernet и широкополосный беспроводной абонентский доступ.

Применяемые технологии позволяют создавать корпоративные сети с такими возможностями, как объединение всех объектов управления с интегрированной передачей голоса и данных и с высоким уровнем защиты передаваемой информации; построение единого номерного плана между всеми офисами с сокращенным набором номера; организация электронного документооборота; мониторинг доступа в Интернет; создание общей базы данных компании.

Проектирование корпоративных сетей производится АСВТ на основе сложившейся структуры и перспектив развития организации. При этом можно выбрать оптимальный вариант, где будут учтены особенности уже существующих сетей связи нескольких предприятий и их подразделений, а их разнотипное оборудование будет использоваться в максимальной степени. Клиентам обеспечивается мониторинг и техническая поддержка сети.

Высокое качество предоставляемых СДО услуг связи достигается благодаря применению на всех участках сети новейших цифровых технологий и сертифицированного оборудования; к тому же схема организации связи предусматривает пропуск трафика от абонентов "Искры" по выделенным, недоступным для абонентов ТфОП пучкам каналов с возможностью автоматического перехода на резервные тракты в случае неисправности или перегрузки основных.

Сергей Мишенков: "Федеральная СДО "Искра" отвечает самым высоким требованиям корпоративных и ведомственных пользователей"

"Имеющиеся лицензии ФСБ РФ, Гостехкомиссии и ФАПСИ на деятельность в области защиты информации позволяют достичь традиционно высокой безопасности связи с использованием шифровальных средств, которые обеспечивают построение в составе СДО "Искра" хорошо защищенных корпоративных сетей с возможностью быстрого введения по запросу клиентов новых услуг, включая интеллектуальные," - отметил Сергей Мишенков.

В настоящее время абонентами СДО "Искра" являются правительственные и государственные ведомства, такие как Министерства обороны и финансов, МВД, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственная фельдъегерская служба при Правительстве РФ, Управление по охране объектов высших органов власти, Правительства России и Москвы, Государственная Дума, Верховный суд РФ, ГУ ЦБ РФ, а также предприятия и организации оборонного комплекса, компании большого и малого бизнеса, частные лица. При этом доля корпоративных клиентов постоянно растет и сеть успешно развивается на новой технологической и организационной основе.

Версия для печати