Гипермаркет ОГО! хорошо знаком московским компьютерным пользователям, особенно тем, кого принято относить к категории опытных и знающих. Здесь предлагают только официально поставляемые в страну товары и одни из самых низких (по данным Яндекс.маркета) цен на рынке. В широком продуктовом ассортименте магазинов уже не один год представлены и твердотельные накопители (SSD) разных вендоров. О том, как развивается в компании данное направление, а также о сотрудничестве с компанией OCZ Storage Solutions рассказывает Татьяна Гапонцева, директор по закупкам сети магазинов ОГО!
В последние годы твердотельные диски на основе флеш-памяти перешли в категорию массовых продуктов. Для ваших магазинов это ходовой товар или пока только перспективный?
Да, в настоящий момент SSD — это уже достаточно ходовой и самостоятельный продукт, который сам себя продает. Дело в том, что подавляющее большинство наших покупателей — это продвинутые пользователи, следящие за развитием технологий и новинками в сфере ИТ, и им не нужно объяснять «что», «как» и «для чего». В то же время хочу отметить, что потенциал данного продуктового направления еще не раскрыт в полной мере, это перспективная категория, которая год от года набирает обороты.
Сегодня в ваших магазинах представлены и SSD-накопители, и традиционные жесткие диски. В чем вы видите принципиальную разницу между этими сегментами рынка и в каких решениях SSD наиболее успешно конкурируют с жесткими дисками?
Рынок традиционных жестких дисков уже давным-давно сформирован и поделен несколькими производителями. Каких-то серьезных изменений на этом рынке или заметного перераспределения долей между этими производителями ждать не приходится, если только кто-либо из них не решит уйти с этого рынка. В сегменте твердотельных накопителей ситуация иная. Многие вендоры оценивают это направление как перспективное для себя, а потому пытаются выйти в этот сегмент и наращивать свою рыночную долю. Поэтому число игроков тут в разы больше, а предлагаемый на рынке ассортимент SSD сильно меняется от квартала к кварталу и в количественном, и в качественном отношении.
В составе готовых решений, а также среди комплектующих, приобретаемых для апгрейда таких решений, SSD уже составляют довольно сильную конкуренцию жестким дискам. Но если говорить о средствах хранения информации, то здесь SSD — это слишком дорогое удовольствие, и жесткие диски еще не скоро утратят свое значение.
Магазины ОГО! предлагают SSD более десятка разных производителей. Какое место в этом ряду занимают продукты компании OCZ?
Мы всегда стараемся предлагать своим покупателям практически все, что есть на рынке, не ограничивая их возможности выбора какими-либо нашими предпочтениями. Что касается компании OCZ, то ее место на рынке и в нашем ассортименте SSD сильно менялось в разные периоды времени. В 2012 году OСZ была несомненным лидером рынка, причем с большим отрывом от ближайших преследователей. Это лидерство она сохранила и в первом полугодии 2013 года, но уже к третьему кварталу начала терять свои позиции и в четвертом уступила место лидера компании Kingston.
В 2014 году распределение долей между различными производителями SSD варьировалось от квартала к кварталу, но по итогам года можно сказать, что выраженное преимущество сохранила за собой Kingston, второе место заняла Samsung, а на третье в равной мере могут претендовать OCZ, Intel, Plextor и Silicon Power.
Тем не менее начало 2015 года показывает, что OCZ явно намерена восстановить свои прежние позиции.
Как складывалось ваше сотрудничество с компанией OCZ, в том числе после ее вхождения в состав Toshiba? Как вы оцениваете перспективы расширения такого сотрудничества?
Мы сотрудничаем с компанией OCZ с момента ее прихода в розничный канал. Поглощение одной компании другой — это всегда непростой процесс, что прежде всего и сказалось на рыночной позиции OCZ и ее доле в наших продажах в 2014 году. Но могу сказать, что компания OCZ не стала менее внимательной к своим розничным партнёрам, а, наоборот, с новым напором и энтузиазмом продолжает работу. И, конечно, должна отметить высокий профессионализм небольшой, но очень слаженной команды OCZ в России.
Какие ожидания вы связываете с направлением SSD в нынешнем году? Какие факторы, по-вашему, окажут наибольшее влияние на его развитие?
Конечно, само направление твердотельных накопителей будет расти и постепенно отвоевывать долю у традиционных жестких дисков. Но наши ожидания на 2015 год я могу охарактеризовать как весьма осторожные. В силу общей экономической ситуации в стране рынок сужается, потребительский спрос падает, и очень многое зависит от изменений валютного курса. Смогут ли вендоры предложить антикризисные цены нашим клиентам? Есть ли у них для этого достаточный запас по марже? Смогут ли наши покупатели свыкнуться с мыслью, что доллар уже никогда не будет стоить ниже 60 руб.? Насколько наш рынок окажется эластичным в данной ситуации? Пока загадывать очень сложно.