Какие подходы к построению ИТ-инфраструктуры актуальны в настоящее время и как с их помощью добиться высокого уровня доступности и непрерывностию.

Два пути построения ИТ-инфраструктуры

Развивать и поддерживать ИТ-инфраструктуру, которая будет полностью отвечать задачам бизнеса, можно двумя способами. Компания может или нанять штатных инженеров, или привлечь специалистов на условиях аутсорсинга. Второй вариант носит название Managed IT и означает комплексное управление ИТ-инфраструктурой силами сервис-провайдера (Managed Service Provider, MSP).

Поддержка инфраструктуры своими силами

Если компания решила самостоятельно развивать и поддерживать ИТ-инфраструктуру, она может приобрести собственное оборудование или воспользоваться услугами облачных сервисов. Есть и третий вариант — хранить и обрабатывать часть данных на собственных серверах, а часть — в облаках провайдеров. Облачные сервисы и гибридный формат особенно популярны в Европе и США, где большинство компаний предпочитают делегировать непрофильные задачи и сокращать расходы на то, что не влияет на бизнес-показатели напрямую.

Независимо от того, где размещается инфраструктура, для ее обслуживания нужны узкие специалисты. Важно, чтобы их знаний и опыта хватало для обеспечения высокого уровня доступности и непрерывности. В противном случае простои и ошибки в работе систем могут привести к большим финансовым потерям. Если компания решила поддерживать инфраструктуру собственными силами, ей придется самостоятельно искать инженеров с нужным уровнем экспертизы.

Преимущества собственной ИТ-инфраструктуры:

  • полный контроль над всеми процессами. Некоторым владельцам бизнеса удобно, когда вся ИТ-инфраструктура находится внутри компании;
  • если компания выбирает собственное оборудование и программное обеспечение, за него не нужно вносить арендную плату. Такой подход позволяет бизнесу наращивать мощности, вкладываясь в капитальные затраты;
  • компания собственными силами обеспечивает безопасное хранение данных.

Минусы самостоятельного развития инфраструктуры:

  • для размещения и обработки данных на собственных серверах необходимо единовременно выделить бюджет на покупку оборудования и программного обеспечения. При этом компоненты инфраструктуры могут устареть за 2–3 года, нужно регулярно вкладывать средства в их обновление и замену;
  • важно самостоятельно искать или привлекать ИТ-инженеров, которые будут заниматься только внутренними задачами. У компании не всегда есть возможность загрузить таких людей полностью, поэтому держать их в штате нерационально. Кроме того, без постоянной загрузки специалист может потерять навыки;
  • в случае сбоя или потери данных придется решать проблему своими силами. Учитывая, что сбой может произойти в нерабочие часы, компании потребуется круглосуточная поддержка инженеров. Такая работа стоит дорого, но отказаться от нее нельзя, так как длительные простои могут принести компании серьезные убытки.

ИТ-инфраструктура на аутсорсе

В бизнесе есть хорошее правило: передавайте на аутсорс всё, что не core business. Компаниям, которые не предоставляют услуги специализированных сервис-провайдеров, проще доверить поддержку ИТ-инфраструктуры внешним специалистам. После 2010 года в аутсорсинге выделилось отдельное направление — Managed IT. Именно про него мы говорим, когда речь идет о делегировании управления ИТ-инфраструктурой. Услуга Managed IT позволяет развивать инфраструктуру и на собственном оборудовании, и в облаке. Большинство компаний предпочитают второй вариант, в таком случае не потребуется нанимать инженеров и приобретать дорогостоящее оборудование.

Передать в управление MSP можно всё, что не связано с профилем работы компании:

  • создание стандартной ИТ-архитектуры или разработку кастомизированного решения;
  • мониторинг и обслуживание;
  • ведение переговоров с вендорами и поставщиками;
  • управление облаками и дата-центром;
  • DevOps;
  • менеджмент качества и безопасность.

К преимуществам подхода Managed IT относятся:

  • надежность и предсказуемость. Managed Service Provider финансово отвечает за результат, который прописан в SLA (Service Level Agreement). В нем указывают целевые показатели и условия, при которых они могут быть достигнуты. Вероятность простоев минимальна, так как у грамотного провайдера есть команда инженеров для управления инцидентами 24/7. Если простой все-таки случится, заказчик получит полную компенсацию финансовых потерь;
  • высокий уровень доступности и непрерывности. Надежный провайдер предоставляет инфраструктуру, построенную без единой точки отказа, где все физические компоненты зарезервированы, каналы связи дублированы, серверы объединены в кластеры, а вычислительные ресурсы отделены от хранения;
  • кризисный менеджмент. MSP заранее выявляет потенциально проблемные места в ИТ-системе компании и вносит в них улучшения. Это позволяет предотвратить ситуации, в которых требуется дорогостоящий ремонт;
  • возможность сосредоточиться на профильных задачах. Компания передает техническое обслуживание внешним специалистам, чтобы ресурсы штатных ИТ-специалистов направлялись на развитие собственного продукта или услуги;
  • экономия на покупке оборудования. Услуга Managed IT позволяет арендовать вычислительные ресурсы у MSP, заменив капитальные затраты операционными. Это помогает гибко планировать бюджет.

Какие минусы есть у Managed IT:

  • в облачных сервисах серверное и сетевое оборудование принадлежит сторонней компании-провайдеру;
  • при неправильном выборе провайдера есть риск утечки персональных данных клиентов.

Вывод

Чтобы создать, поддерживать и развивать ИТ-инфраструктуру, нужно решить два вопроса: как привлечь узкоспециализированных специалистов с большим опытом работы и стоит ли приобретать оборудование и программное обеспечение. У компании есть выбор — вкладываться в развитие собственной инфраструктуры или воспользоваться облачными сервисами и услугой Managed IT. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, а выбор зависит от задач компании, ее бюджетов и планов развития.