Портал ComputerWeekly обсуждает важные вопросы, которые заказчикам следует оговорить с поставщиками услуг хранения.

За последнее десятилетие объем хранимых данных резко вырос и продолжает расти. Исследователи Statista прогнозируют их среднегодовой рост на уровне 42% в период с 2020 по 2022 гг. В этих условиях сложно предсказать, какой объем хранилища будет необходим предприятию. Оно рискует переборщить с объемом хранилища, в результате чего ценное оборудование останется неиспользованным, или инвестировать слишком мало средств на эти цели, что затруднит развертывание новых приложений. Сложившаяся ситуация способствовала развитию модели «хранение как сервис» (storage-as-a-service).

«Организациям необходимо сбалансировать удельную стоимость хранения и общий объем требуемого хранилища, — говорит аналитик Forrester Навин Чхабра. — CIO должны найти „золотой баланс“ между тем, что им нужно сегодня, и тем, что им понадобится в ближайшие два-три года».

Современные модели, основанные на фактическом потреблении ресурсов, меняют то, как предприятия приобретают и оплачивают услуги хранения. Такие модели используют крупные облачные провайдеры, такие как AWS, GCP и Azure, и более широкий рынок следует их примеру, внедряя предложения по подписке и на основе потребления для онпремисного оборудования, облачных и гибридных систем хранения.

Ниже обсуждаются некоторые из наиболее важных вопросов, которые заказчики должны задать провайдерам услуг и поставщикам аппаратного обеспечения для хранения.

1. Какова модель оплаты и есть ли базовые обязательства?

Традиционные модели приобретения емкостей хранения, включая прямую покупку оборудования, лизинг и другие способы финансирования, сегодня дополняются рядом моделей оплаты за потребление и по подписке. Они варьируются от цен за гигабайт до фиксированных подписок, которые предлагаются сроком на один, два или три года. Например, стоимость хранения AWS S3 Standard в лондонском дата-центре составляет 0,024 долл. за 1 Гб в месяц для первых 50 Тб, затем он снижается до 0,023 долл. Гиперскейлеры, включая Amazon, предлагает ряд ценовых вариантов на услуги по хранению архивированных данных и другие виды хранения.

В целом в сфере облачного хранения ценообразование наиболее детальное. Подписки же позволяют предприятиям заранее планировать расходы на хранение данных. Как правило, существует базовое обязательство — фиксированный объем хранилища, за который платит организация, и «буферная» емкость, которая оплачивается по мере использования. Это дает ИТ-директорам гибкость, позволяющую справляться с будущими потребностями в хранении данных или неожиданными пиковыми нагрузками без переплаты, особенно в первые годы. Dell EMC Apex Flex on Demand, например, устанавливает «выделенную» и «буферную» емкости для вероятного использования в будущем. IBM, в свою очередь, предоставляет физическую емкость хранения путем избыточного резервирования, но взимает плату с клиентов только за используемую ими емкость. Поставщики обычно взаимодействуют с клиентами для расчета базовой и буферной емкости, поэтому этот вопрос требует тщательной проработки.

2. Как измеряется и оплачивается хранение данных?

Поставщики, предлагающие хранение как услугу, используют для расчета потребления инструменты мониторинга. Это очень важно, поскольку производитель, скорее всего, предоставит большую емкость хранения, чем клиент оплачивает на самом деле, чтобы обеспечить быстрый и беспроблемный апгрейд. Мониторинг использования также помогает привести выделение емкости в соответствие с фактическим использованием, например, переместить часть данных в облако или в более дешевые долгосрочные хранилища или архивы.

Большинство поставщиков усредняют показатели использования, а затем ежемесячно или ежеквартально выставляют счета. IBM измеряет использование ежедневно и усредняет его за месяц. Dell EMC рассчитывает средние ежедневные показатели и использует их для расчета среднего месячного показателя. HPE GreenLake применяет модель оплаты по факту потребления. ИТ-директорам необходимо изучить, как модели оплаты влияют на ценообразование. Особое внимание следует уделить вероятной длительной перегрузке, поскольку именно в этом случае расходы могут увеличиться. «Проясните следующий момент: если вы используете хранилище всего пять минут, то как это влияет на оплату? И насколько детализирована тарификация превышения выделенной емкости?», — советует Чхабра.

3. Можно ли обновить систему и есть ли минимальное обязательство?

Отчасти привлекательность моделей хранения по подписке, облачных и гибридных моделей заключается в том, что они позволяют проводить апгрейд без необходимости замены оборудования. В облаке нужно просто получить больше емкости. В гибридных и локальных системах способ апгрейда зависит от поставщика. Хранилище может быть изначально избыточным, его можно проапгрейдить в рамках плана или объединить с облачными мощностями в краткосрочной перспективе или в течение всего срока действия контракта.

Hitachi Vantara, например, предлагает две облако-подобные модели: EverFlex Consumption Utility и Storage as a Service. IBM предоставляет емкость хранения сроком на три года, но выставляет счет за нее только по мере использования. NetApp, предлагающая широкий спектр моделей оплаты, позволяет клиентам распределять данные по уровням, размещая их в локальном или публичном облачном хранилище.

Большинство подписок на услуги хранения данных заключаются минимум на год, также доступны 24- и 36-месячные контракты. По словам Чхабры, это соответствует циклам обновления, установленным большинством CIO. Возможно заключение и более длительных контрактов, но прогнозировать требования к организации хранения на предприятии на период свыше трех лет сложно, а при очень стабильном использовании баланс может сдвинуться в сторону капвложений.

4. Какие еще расходы необходимо учитывать и что делать с SLA?

Поставщики облачных хранилищ обычно взимают плату за каждый гигабайт хранящихся на своих системах данных, а также за выгрузку данных из облака. Плата за загрузку данных взимается реже. Они могут также взимать отдельную плату за мониторинг и другие инструменты. Что касается моделей по подписке, то здесь дьявол кроется в деталях. Включает ли цена основную ОС и поддержку или только аппаратное обеспечение? Являются ли инструменты мониторинга, ориентированные на клиента, частью пакета, или ИТ-команде необходимо лицензировать их отдельно?

В случае гибридных облачных моделей CIO следует также проверить наличие платы за загрузку/выгрузку, а также любых других сборов за подключение локальных и облачных систем. Если единый инструмент мониторинга недоступен или если организация хочет поддерживать предложения нескольких поставщиков, ей необходимо предусмотреть надежное ПО для управления хранением данных от сторонних производителей.

Покупателям следует внимательно изучить SLA (соглашение об уровне обслуживания) и контрактные условия поставщиков. Приемлемо ли SLA, особенно в отношении доступности? Как быстро будет устранен аппаратный сбой? SLA также охватывают такие области, как патчи безопасности и штрафные санкции в случае сбоя.

5. Как предложение вписывается в более широкую экосистему, включая гибридное облако?

CIO также следует внимательно изучить перспективность контракта на хранение данных. Хотя преимущество хранения как услуги заключается в том, что оно не привязано к капитальным затратам и собственному оборудованию, контракт с недостаточно гибкими условиями может ограничить возможности организации по использованию новых технологий — от программно-определяемых систем хранения до более высокопроизводительных систем и особенно облачных вычислений.

Возможность многоуровневого хранения в облаке и обратной транспортировки дает значительные преимущества в планировании емкости, резервировании и стоимости. Хотя поставщики перешли на модель хранения как услуги отчасти для того, чтобы защитить свой рынок от гиперскейлеров, их реальным преимуществом является гибридная технология и лучшее из двух миров. CIO необходимо убедиться, что предложения по хранению данных по подписке и на основе потребления обеспечивают эту гибкость.