На фоне всеобщей поддержки идей сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) ИТ-поставщиками, Microsoft до сих пор остается одним из самых загадочных игроков на этом поле. С одной стороны, никто не сомневается в ее технологических возможностях в данной сфере, а с другой — корпорация, кажется, единственная среди “гигантов”, до недавнего времени вообще отказывалась использовать в своей терминологии термины SOA ии Enterprise Service Bus (ESB).

Похоже, впервые Microsoft решила пойти навстречу модным веяниям лишь в конце 2006 г., проведя в Великобритании конференцию под названием “Microsoft SOA and Business Processes”. Но опять же, учитывая, что свои стратегические мероприятия корпорация обычно реализует поближе к своей штаб-квартире, то в этом случае место обсуждения темы свидетельствует о некоторой предварительной со стороны компании обкатке данной темы.

В целом содержание конференции в тот момент наглядно показало, что компания не хочет отвлекаться на обсуждение философии SOA и ее преимуществ для заказчиков, концентрируясь на вопросах практического применения своих технологий. Примечательно, что даже в ключевых докладах специалисты Microsoft явно избегали использования термина SOA, применяя другой — Real World SOA (SOA реального мира) и как бы подчеркивая, что мы и так уже живем в сервисно-ориентированной среде обитания.

Так или иначе, но с начала нынешнего года термин SOA стал все чаще использоваться в выступлениях топ-менеджеров и технических специалистов Microsoft, а прошедшим летом SOA получила своего рода официальное признание со стороны корпорации: на ее Web-портале MSDN Architecture Center появился специальный раздел, посвященный SOA. Там, в частности, четко выражено понимание компании сути данной концепции.

Microsoft считает, что ее программная платформа (операционные системы, офисные пакеты, деловые решения, средства разработки, серверные продукты и т. д.) уже имеет все необходимое для реализации SOA

По мнению Microsoft, цель SOA — создание всемирной сети совместно используемых сервисов, публикуемых и доступных посредством технологии Service Bus (тут нужно обратить внимание, что речь идет о глобальной сети, а не просто “сервисной шине предприятия”). С содержательной точки зрения SOA подразумевает широкое использование существующих технологий и продуктов в интересах достижения быстрого бизнес-эффекта, и на практике данная архитектура внедряется по требованию бизнеса. Однако важно отметить, что реализацию SOA Microsoft связывает в первую очередь с использованием Web-сервисов, в то время как большинство авторитетов в этой области говорят, что понятие сервис выходит далеко за рамки лишь этой технологии.

Microsoft подчеркивает, что реализация SOA подразумевает не просто использование стандартов и протоколов Web Service, а создание сервисно-ориентированной среды на следующих базовых принципах:

  • сервис — это базовый элемент всей концепции, который должен быть опубликован и предоставлен в распоряжение пользователей в технологически стандартной, нейтральной форме;
  • SOA — это стиль архитектуры, а не продукт. Реализация концепции должна объединять технологии с задачами бизнеса, выраженными в виде политик и практик конкретных заказчиков;
  • в рамках SOA необходимо четко выделять два типа различных процессов — для поставщиков сервисов и для их пользователей;
  • использование сервисов на уровне предприятий должно выполняться с помощью Business Service Bus (BSB).

Конечно, можно сказать, что в целом данные положения вполне соответствуют общепринятым положениям SOA. И все же Microsoft не была бы сама собой, если бы и тут не высказала свою особую точку зрения.

В частности, один из ключевых идеологических пунктов дискуссий вокруг SOA заключается в таком вопросе: а чем, собственно говоря, SOA отличается от того, что предприятия использовали ранее? Нужно ли для реализации SOA создание каких-то новых, специальных технологий или для этого достаточно уже имеющихся? Вопросы на самом деле непростые, так как на практике в последние годы мы можем наблюдать, что появление в массовом порядке SOA-решений в арсенале ИТ-поставщиков при ближайшем рассмотрении объясняется не столько технологическими инновациями, сколько изменением названий уже существовавших продуктов.

В этом плане позицию Microsoft, скорее, можно охарактеризовать как очень прагматичную: корпорация считает, что ее программная платформа (операционные системы, офисные пакеты, деловые решения, средства разработки, серверные продукты и т. д.) уже имеет все необходимое для реализации SOA-проектов. Возможности же сервисной шины клиенты могут легко реализовать на базе таких ее ключевых продуктов и технологий, как Windows Server 2003, .NET Framework 3.0, BizTalk Server 2006, Windows Communications Foundation и Virtual Technology.

В заключении отметим, что конференция “Microsoft SOA and Business Processes”, похоже, станет еще одним регулярным ежегодным мероприятием. Очередная состоится в конце нынешнего октября, причем там, где и положено ключевым событиям корпорации, — в Редмонде.

Версия для печати