Эффективность учебного процесса напрямую связана с адекватной визуализацией излагаемого материала и методами его изложения. Кроме того, современные информационно-коммуникационные технологии способствуют тому, чтобы у учащихся формировались знания, навыки и умения, необходимые для жизни в информационном обществе. Именно ради этого, а также для повышения эффективности образовательного и управленческого процессов администрация московской средней общеобразовательной школы № 1741 приняла решение построить полноценную ИТ-инфраструктуру и создать на ее основе единое информационное пространство школы. Поставщиком компьютерной техники и интегратором для этого проекта стала компания “Аквариус”, а ПО для реализации концепции цифровой школы — компания “Хронобус”.

Автоматизация образования

“Кроме автоматизации процессов делопроизводства, — рассказал директор средней общеобразовательной школы № 1741 г. Москвы Павел Панин, — нам требовалось единое решение для управления как самим учреждением, так и учебным процессом, дающее возможность полноценного обмена информацией. Причем такое, которое могло бы развиваться поэтапно, в соответствии с нашими запросами и финансовыми возможностями. Проведя небольшое исследование рынка, мы остановились на решении компании “Аквариус” под названием “Цифровая школа”, которое позволило нам ввести в практику прогрессивные формы организации образовательного процесса и активные методов обучения, а также обеспечил единообразное представление учебно-методических материалов”.

Проект стартовал в мае 2008 г. — летние и осенние месяцы были потрачены на организационную и техническую подготовку (поставка и настройка техники, создание школьной базы данных, обучение сотрудников и запуск обучающей демоверсии). “Основная проблема подобного этапа состояла в том, — вспоминает Елена Ерохина, вице-президент “Аквариуса” по работе с государственными организациями, — что установка комплекса требовала индивидуальных технических решений, таких как монтаж оборудования на ограниченной площади, соблюдение требований по тепловыделению и шумности работы сервера и т. д.”.

Непростой была и задача по организации работы пользователей: она состояла не только в обучении преподавателей, не все из которых имели достаточные навыки работы с компьютерными системами, но и в проведении большой подготовительной работы. На центральном сервере системы управления школой была сформирована единая для всей школы база данных, содержащая сведения о сотрудниках, учащихся, родителях, учебный план, данные о кабинетах, разнообразные отчеты и многое другое. Функционал системы “1С: ХроноГраф Школа” распределен по различным категориям пользователей, выполняющих свою привычную практическую работу — финансовый и кадровый учет, организация документооборота, учет нагрузки преподавателей, составление расписания в электронном виде и т. д. Формированием базы данных школы занимаются пользователи-администраторы, от директора до классных руководителей. Преподаватели-предметники получают на свой компьютер, ноутбук или КПК сформированные электронные страницы классных журналов, с которыми работают на уроке, как с привычным классным журналом, фиксируя тему занятия и ведя учет успеваемости и посещаемости учащихся.

Правда, пока (начиная с 8 декабря 2008 г.) с такими электронными журналами работают только четыре класса — два седьмых (гуманитарный и общеобразовательный) и два девятых (математический и общеобразовательный). В самое ближайшее время, до конца учебного года, в школе планируется наладить постоянную рассылку оценок учащихся по электронной почте их родителям для контроля успеваемости. А на следующий год на электронные журналы будут переведены все остальные классы.

“Поначалу необходимость вести электронный журнал у некоторых учителей вызывала негативную реакцию, поскольку воспринималась как дополнительная и на первый взгляд ненужная работа. Но потом даже учителя, не участвующие в эксперименте, стали обращаться с просьбами подключить их к системе, — говорит Павел Панин. — А некоторые преподаватели настолько сжились со своими КПК, что теперь ведут журнал исключительно с их помощью, из-за чего возникает уже обратная проблема, ведь все записи и оценки должны быть вовремя перенесены на бумагу. Особенно это актуально для учителей физкультуры, которым дети частенько забывают принести журнал, а бежать за ним в учительскую далековато, или для преподавателей иностранных языков и информатики: там школьники разбиты на группы, которые занимаются в разных кабинетах”.

Отметим, что в полностью “боевую” эксплуатацию в школе запущена система верстки расписания учебных занятий на базе программы “1С:ХроноГраф 3.0 Мастер”. “Раньше при нашей адаптивной модели школы, где в одной параллели есть гимназические, лицейские, предпрофильные и общеобразовательные классы, занятия в бассейне, одновременное изучение двух иностранных языков, составление расписания учебных занятий для всех наших 34 классов вручную было очень трудоемким процессом,— констатирует Павел Панин. — В настоящий момент компьютерная система позволила существенно сократить время составления расписания, причем мы можем вносить изменения в оперативном режиме , если, к примеру, кто-либо из 87 преподавателей вдруг заболеет”.

Положительные результаты внедрения были выявлена для всех сотрудников общеобразовательной школы, — уверена Елена Ерохина. К примеру, для завучей это автоматизация учебного планирования, распределения нагрузки педагогов и отчетности, а также более простой расчет штатного расписания и быстрое формирование фонда оплаты труда. Электронный журнал дисциплинирует как учителя, так и ученика. Он заставляет учителя придерживаться тематического планирования, вовремя проверять письменные работы и выставлять отметки в журнал. Это дает возможность отслеживать успеваемость учеников и своевременно приходить на помощь. Преподаватели даже получили в свое распоряжение автоматизированные “подсказки”: система может дать совет, кого из учеников целесообразно спросить на уроке. Здесь учитывается частота опроса каждого ученика, персональная история успеваемости, результаты плановых контрольных работ. А классные руководители оценили уменьшение зависимости от учителей-предметников в плане получения информации по успеваемости. Электронные журналы позволяют отслеживать успеваемость и активность учеников, получать аналитику в виде абсолютных, относительных и обобщенных показателей по отчетным периодам и предметам, формировать отчетность. И наконец, появилась возможность целевой работы с родителями — отчеты по посещаемости и успеваемости детей за любой заданный период времени можно подготовить к очередному родительскому собранию или отправить по электронной почте.

Состав решения

С точки зрения ИТ-обеспечения “Цифровая школа” представляет собой комплексное решение для управления образовательным учреждением. Его основа — программный пакет “Электронная учительская”, который, обеспечивая взаимосвязь административной и содержательной составляющих информационной системы образовательного учреждения, служит для управления учебным процессом. Составными частями этого решения являются программное обеспечение для управления образовательным учреждением и (“1С:ХроноГраф Школа 2.5”), ПО для планирования и управления учебным процессом, то есть составления и ведения расписания (“1С:ХроноГраф 3.0 Мастер”), а также модуль “Электронный журнал”, позволяющий преподавателям-предметникам получать на свои мобильные рабочие устройства (ноутбуки или КПК) журнальные страницы, работать с ними в независимом режиме, а затем синхронизировать эту информацию с основной базой данных на сервере по беспроводному каналу связи.

Основное место базирования системных приложений — центральный сервер Aquarius Server E40 S21 с подключенной к нему системой резервного копирования. Помимо размещения программного комплекса администрирования деятельности образовательного учреждения он обеспечивает сбор и формирование различных типов данных (текущие оценки, показатели эффективности усвоения материала, бухгалтерскую документацию и т. д.).

В комплект поставки входят ПК для административных сотрудников образовательных учреждений (директор, завуч, классный руководитель и т. д. ), позволяющие вести единую информационную базу образовательного учреждения (рабочее место — ПК Aquarius Elt E50 S54), и мобильные рабочие места для преподавателей-предметников (ноутбуки Aquarius NE515 или КПК), оснащенные ПО для ведения электронных аналогов классных журналов и персональной записной книжки (блокнота учителя).

Для объединения ИТ-системы используются проводные Ethernet-каналы и Wi-Fi-хотспоты, которые устанавливаются на каждом этаже образовательного учреждения. Кроме того, школа имеет выделенный канал для доступа в Интернет, полученный ею в рамках национального проекта “Образование”.

Сейчас практически в любой школе есть стационарные компьютерные классы, в которых проводятся занятия по информатике или другим предметам, если урок предполагает использование компьютеров. Понятно, что количество таких кабинетов в школе ограничено. Хорошим решением для проведения уроков в любом предметном кабинете с использованием компьютеров, цифровых образовательных ресурсов является “Мобильный компьютерный класс AquaCart”, отмечает Елена Ерохина. Оно представляет собой защищенную тележку-сейф, где базируются ноутбуки преподавателя и учеников со специальным ПО для коллективной работы, проектор, принтер, сканер, точка беспроводного доступа к локальной сети. Все оборудование может быть подготовлено к работе в течение нескольких минут: тележка трансформируется в удобное рабочее место учителя, ноутбуки учащихся расставляются по столам и объединяются в единую беспроводную сеть с помощью Wi-Fi хотспота. Тележка-сейф является не только хранилищем “железа” — она служит также надежным местом для зарядки аккумуляторных батарей ноутбуков (предусмотрено централизованное подключение к электрической сети, поэтому для зарядки всех компьютеров в розетку нужно вставить всего одну вилку) и удобным средством доставки техники в любой класс или кабинет.

“AquaCart является важным элементом “Цифровой школы” и дает учителю-предметнику возможность выбора новых форм и методов преподавания с использованием современных информационных технологий, — говорит Павел Панин. — У нас отпадает необходимость в специально оборудованных компьютерных классах, поскольку высокие технологии становятся доступными на любом этапе учебного процесса и в любом кабинете”.

В целом, с помощью подобного решения администрация любого образовательного учреждения может оперативно анализировать результаты учебной деятельности, более эффективно управлять учебным и воспитательным процессом. А кроме того, оно позволяет с минимальными затратами времени формировать самые разные отчетные материалы (материально-финансовые документы, личные дела сотрудников, данные по тарификации и т. д.) для вышестоящих учреждений.

Как подчеркивает Елена Ерохина, создание единого информационного пространства школы открывает, наряду с решением задач управления, возможности для творчества и применения инновационных методов и форм обучения, а также использования разнообразных цифровых образовательных ресурсов. Более того, в этой новой образовательной среде могут взаимодействовать все участники образовательного процесса — руководители, педагоги, ученики и их родители. И, наконец, современная экономика — это экономика инноваций. Поэтому так важно сформировать у современных школьников знания и навыки, необходимые для жизни и работы в условиях современной экономики и информационного общества.

Версия для печати (без изображений)