Качество системы образования

не может быть выше качества

работающих в ней преподавателей.

Компания “Мак-Кинзи”

Экономическая ситуация в стране уже многие годы “вымывает” молодых людей из университетов после окончания учёбы. В первую очередь это относится к талантливым специалистам по информационным технологиям (в особенности программистам), у которых нет проблем с трудоустройством на высокооплачиваемую работу как у нас в стране, так и за рубежом. При этом отметим, что в последнее десятилетие подавляющее большинство наших выпускников остается в России.

Если в этой ситуации не принять срочные меры, то уже через несколько лет в университетах некому будет преподавать информационные технологии, в том числе и потому, что изменения в этой области происходят очень быстро.

Надежда на молодых совместителей также не выдерживает критики, так как “на бегу” нельзя обучать даже бегу. “В этой ситуации еще как-то можно обучать, но нельзя воспитывать”, — считает академик РАН, генеральный конструктор атомных подводных ракетоносцев С. Н. Ковалев.

По нашему мнению, единственным реальным выходом из этой трагической ситуации является предложенная нами инициатива в ИТ-образовании России “Сохраним в университетах лучших!”. Ее суть состоит в том, что лучшие должны не только оставаться в России, но и работать в университетах на постоянной основе; необходимо возродить советский опыт работы, когда преподаватели приходили на работу в 10 утра, а уходили в 10 вечера, занимаясь при этом воспитанием, образованием, наукой и общественной работой.

Обеспечить это в нынешних условиях, по-нашему мнению, можно только одним способом: лучших в университетах должны содержать те компании, которые думают о своем будущем и хотят постоянно получать квалифицированных выпускников. При этом они должны понимать, что для того чтобы получать хороший урожай, нельзя съедать посевной материал. Эта идея с большим трудом осознается руководителями даже отечественных компаний, не говоря уже о менеджерах крупных зарубежных фирм в России, которые не уполномочены решать такие вопросы.

Тут возникают два вопроса: что мы понимаем под термином “лучшие”, и почему их кто-то должен содержать? Ответим на них на примере опыта нашего коллектива — кафедры “Компьютерные технологии” Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, известной своими выдающимися успехами в области олимпиадного программирования.

На нашей кафедре под лучшими понимаются те молодые люди, которые хотят и могут бесконфликтно работать в коллективе, добились выдающихся достижений в студенческие годы и обладают незаурядными способностями по крайней мере в двух из четырех областей: 

  • преподавание дискретной математики, информатики и программирования студентам и школьникам;
  • проведение олимпиад студентов и школьников всех типов и уровней по информатике и программированию в Санкт-Петербурге, России и мире (создание задач, тестов, систем проведения и автоматического тестирования олимпиадных задач, в том числе и для соревнований, в которых принимают участие сотни и тысячи участников); ·
  • подготовка студентов и школьников к соревнованиям по информатике и программированию как командным, так и личным, всех уровней, включая чемпионаты мира; в том числе подготовка и таких молодых людей, которые не связаны с СПбГУ ИТМО (например, в ходе летних компьютерных школ);
  • проведение научных исследований.

Первые две области бюджетные и поэтому оплачиваются нищенски, а третья — общественная работа. Четвертая может приносить доход, но для того чтобы выиграть гранты или контракты, необходимо иметь большой задел в соответствующей области, который как раз эти молодые люди и должны создать. В общем, если эти немногочисленные таланты будут работать в традиционном смысле этого слова, то в стране некому будет провести на высоком уровне ни одну олимпиаду по программированию и информатике, не говоря уже обо всем остальном.

При этом открывается еще одна сторона рассматриваемого вопроса: необходимо содержать не только оставшихся в университетах одаренных преподавателей и незаурядных аспирантов, получающих нищенские стипендии, но еще и выдающихся студентов, многие из которых родом из провинциальных городов. Родители этих молодых талантов часто (особенно в кризис) не могут материально помогать своим детям, и студентам приходится работать. При этом ни о каких выдающихся результатах как в научной, так и в олимпиадной деятельности говорить не приходится.

За все годы существования кафедры (с 1991-го) указанным высоким требованиям, предъявляемым нами к работающим на постоянной основе, соответствовало очень немного молодых талантов, но пока излагаемая инициатива не получила поддержки от ряда российских компаний, сохранять в университете лучших не удавалось.

За счет постоянной материальной поддержки ряда компаний нам удалось сохранить на кафедре:

  • Андрея Станкевича (1981 г. рождения) — лауреата премии Президента РФ 2003 г. в области образования, призера чемпионатов мира по программированию 2000 и 2001 гг., легендарного тренера всех команд университета ИТМО начиная с 2002 г., доцента кафедры; 
  • Георгия Корнеева (1981) — лауреата премии Правительства РФ 2008 г. в области образования, призера чемпионатов мира по программированию 2000 и 2001 гг., кандидата технических наук, доцента кафедры; 
  • Павла Маврина (1984) — лауреата премии Президента РФ 2002 г. за успехи на международной школьной олимпиаде по информатике, чемпиона мира по программированию 2004 г.; 
  • Федора Царева (1986) — стипендиата Президента и Правительства РФ, чемпиона мира по программированию 2008 г.; 
  • Максима Буздалова (1987) — чемпиона мира по программированию 2009 г.

И это еще не все талантливые молодые люди, постоянно работающие на кафедре, которых материально поддерживают заинтересованные компании.

Кроме того, на кафедре по совместительству работают еще несколько наших выдающихся выпускников: 

  • Роман Елизаров (1977) — лауреат премии Президента РФ 2003 г. в области образования, “первопроходец” олимпиадного движения в области программирования в России, бессменный председатель жюри соревнований Северо-Восточного Европейского региона чемпионата мира, награжденный ACM премией DeBlasi Award 2009 г. за большой вклад в развитие указанных соревнований; 
  • Матвей Казаков (1979) — лауреат премии Правительства РФ 2008 г. в области образования, бессменный председатель технического комитета соревнований Северо-Восточного Европейского региона чемпионата мира, призер чемпионата 1999 г.

Присутствие постоянно работающих на кафедре молодых талантов позволило добиться также успехов и в научной деятельности, развивая предложенную на кафедре новую парадигму программирования, названную “Автоматное программирование”. При этом, в частности, нам удалось в 2005—2008 гг. выиграть (в сложной конкурентной борьбе) и успешно провести работы по трем государственным контрактам в рамках федеральных целевых программ по приоритетным направлениям развития науки и технологий в стране. В ходе выполнения этих работ нашими выпускниками, которые активно сотрудничают с кафедрой, в том числе и в ходе учебного процесса, были защищены кандидатские диссертации.

Выпускники кафедры добиваются выдающихся результатов и в промышленном программировании. Так, например, под руководством чемпионов России 2001 г. и золотых призеров чемпионата мира по программированию 2003 г. Александра Штучкина, Евгения Южакова и Тимофея Бородина за десять месяцев в компании “Скартел” (торговая марка Yota) было создано программное обеспечение для сотового телефона четвертого поколения.

Со времен пушкинского лицея известно, что главное в подготовке и сохранении талантов является атмосфера, обеспечивающая “соударение умов”.

До сих пор в нашей стране такие условия создавались только для одаренных школьников в специализированных учебно-научных центрах при известных университетах и физико-математических школах. При этом, правда, в большинстве из них основное внимание уделялось и уделяется в настоящее время не информатике и программированию, а другим дисциплинам (в основном математике и физике).

С 1991 г. в СПбГУ ИТМО сформирован второй уровень “соударения умов” для студентов, талантливых в области информатики и программирования. Это достижение отмечено премией Правительства РФ 2008 г. в области образования (В. Н. Васильев, В. Г. Парфенов, А. А. Шалыто, М. А. Казаков, Г. А. Корнеев).

С 2008 г. в рамках инициативы “Сохраним в университетах лучших!” нами формируется третий уровень “соударения умов” для наших выпускников, включая молодых преподавателей и аспирантов, а также студентов и школьников, талантливых в области информатики и программирования.

Надо отметить, что в 2009 г. чемпионат мира по программированию закончился триумфом команд российских университетов: первое (СПбГУ ИТМО), третье (СПбГУ) и четвертое (Саратовский ГУ) места. По нашему мнению, этот успех во многом обусловлен тем, что тренеры всех трех команд — А. Станкевич, А. Лопатин и М. Мирзаянов (выдающиеся молодые специалисты по олимпиадному программированию, чемпион и призеры чемпионатов мира по программированию) — работают в своих университетах на постоянной основе.

Шестого мая 2009 г. на встрече с победителями командного чемпионата мира студент четвертого курса СПбГУ ИТМО М. Буздалов изложил президенту РФ Д. А. Медведеву основную идею предлагаемой инициативы, которая и была одобрена президентом: “Это, кстати, хорошая штука. То есть задача заключается в том, чтобы не вытаскивать хорошо подготовленных, одаренных студентов, а просто чтобы они финансировались за счет компаний и не уходили из университетов, чтобы там эта микросреда сохранялась, как я понимаю. Это хорошая идея. Главное, чтобы к этому были компании готовы”.