Многие учебные центры занимаются ИТ-образованием. Одни из них являются независимыми, другие входят в структуру производителей ИТ-продуктов. В чем особенности корпоративных учебных центров? Как они отличаются от своих самостоятельных коллег? С какими проблемами связана их работа? На вопросы научного редактора PC Week/RE Елены Гореткиной отвечает Владимир Оверченко, руководитель учебного центра Hewlett-Packard в России.

PC Week: Как экономический кризис отразился на рынке специального образования? Изменился ли спрос на обучение?

Владимир Оверченко: По предварительной оценке IDC, в нынешнем году спад на рынке ИТ-образования прогнозируется на уровне примерно 28%. Ведь по мнению аналитиков, в кризис больше всего страдают тренинг и консалтинг. Это отразилось и на нашей деятельности, причем это проявляется не в более частых отменах курсов или сокращении числа предлагаемых курсов, а в уменьшении количества слушателей в группах. Падение начало проявляться в октябре прошлого года, когда корпоративные заказчики стали резко сокращать бюджеты на обучение и отменять уже заказанные курсы. С наступлением весны спад прекратился, но серьезного подъема пока не заметно; правда, по некоторым продуктам наступает некоторое оживление — например, по серверам стандартной архитектуры.

Но потребность в ИТ не исчезает, поскольку бизнес предприятий и организаций сильно зависит от информационных технологий. Время от времени им следует улучшать инфраструктуру, это тянет за собой обновление продуктов и обучение специалистов. И наш УЦ продолжает принимать участие в тендерах.

PC Week: В чем состоит специфика учебного центра, работающего при компании? И каковы его отличия от независимого УЦ?

В. О.: Во-первых, перечень курсов прежде всего ориентирован на продукты самой HP как одного из ведущих вендоров. Во-вторых, существует более тесная связь с командами разработчиков, что определяет оперативное внедрение в учебных центрах курсов по новым продуктам и технологиям компании. В-третьих, значительную долю аудитории учебного центра составляют партнеры НР и ее сотрудники из технологических подразделений. В-четвертых, учебный процесс в вендорских учебных центрах обычно очень серьезно поддерживается самой компанией, прежде всего с точки зрения инфраструктуры. В HP для этой цели служит виртуальная лаборатория HP Virtual Lab, физически располагающаяся в США, но которая поддерживает учебные центры компании, расположенные по всему миру. Ни одна отдельно взятая страна (с точки зрения географического присутствия HP) не смогла бы обеспечить требуемую конфигурацию классов при проведении современных ИКТ-курсов для систем корпоративного уровня. Следует сказать и о том, что в компании в рамках подразделения HP Education отсутствует процесс авторизации других учебных центров для проведения курсов HP, хотя в зависимости от условий конкретной страны могут существовать тренинг-партнеры.

PC Week: Получается, что вы монополизировали рынок обучения технологиям HP?

В. О.: В каком-то смысле это так, но это глобальная политика компании. Кстати, такой же политики придерживаются и некоторые другие ведущие вендоры. В то же время в силу различных, в том числе и исторических причин, некоторые курсы для партнеров, например, доступны не только в учебных центрах HP.

PC Week: Значит ли это, что у вас нет конкурентов?

В. О.: В силу упомянутой корпоративной модели конкурировать с нами по технологиям HP очень трудно, поскольку требуются очень серьезная и дорогая инфраструктура и разработка собственных курсов, так как свои авторские курсы HP не предоставляет. С другой стороны, мы предлагаем некоторые портфели курсов, которые читаются и другими учебными центрами, например, по ITSM или VMware. Так что о полном отсутствии конкуренции говорить не приходится.

PC Week: А каким технологиям вы обучаете — только HP или других вендоров тоже?

В. О.: В большинстве своем у нас курсы по продуктам и технологиям HP, но есть и по продуктам других поставщиков. Мы следим за тем, какие направления обучения в области ИКТ являются востребованными и на что есть спрос. Например, учебный центр HP в России является авторизованным тренинг центром (VATC) компании VMware, мы предлагаем авторизованные курсы Citrix, Brocade. Несколько лет назад у нас были учебные программы и по системам Microsoft, Novell, Cisco, Oracle, но потом мы от них отказались, убедившись, что более продуктивным при необходимости является сотрудничество с другими учебными центрами, имеющими в своих портфелях курсы упомянутых вендоров.

PC Week: Как строится учебная программа — спускается сверху или вы ее сами формируете?

В. О.: У нас достаточно много свободы с точки зрения содержания предлагаемых программ. Если мы видим, что какая-то тема востребована, мы ее добавляем в наш портфель. Из штаб-квартиры или с европейского уровня нам спускают рекомендации, сообщают о появлении новых учебных программ. Мы изучаем опыт наиболее развитых стран, а потом принимаем решение.

PC Week: Как работает ваш учебный центр — полностью автономно или в соответствии с деятельностью всего российского подразделения НР?

В. О.: Мы стремимся тесно работать с подразделениями, которые занимаются поставками решений. Важно, чтобы поставлялись не только оборудование и лицензии на ПО, но законченное решение, включающее в себя и услуги по обучению ИТ-специалистов. Это же касается и сервисных контрактов, которые заключаются заказчиками, уже имеющими развернутую инфраструктуру. Мы стараемся во все контракты добавлять услуги учебного центра.

PC Week: Кто преподает на курсах — свои специалисты или зарубежные?

В. О.: Состав преподавателей учебного центра достаточно стабильный. Некоторые работают с нами более десяти лет, а самому учебному центру уже исполнилось 16 лет. Но когда у нас по какой-то тематике нет своих преподавателей, приглашаем их из-за рубежа. Обычно это связано с необходимостью проведения курсов по новым или уникальным тематикам.

PC Week: Кто ваши основные заказчики — корпоративные или индивидуальные слушатели?

В. О.: Индивидуальных клиентов у нас крайне мало. Подавляющее число слушателей — корпоративные заказчики и партнеры. Статус компании партнера HP предполагает наличие сертифицированных по продуктам и технологиям HP специалистов, это же требуется и для участия в тендерах. Поэтому ИТ-специалисты партнеров активно посещают курсы учебного центра как для приобретения знаний и умений, так и для подготовки к формальной сертификации. А вот заказчики хотя и посылают активно своих ИТ-специалистов на курсы, обычно не очень заинтересованы в их сертификации, так как считают, что такого работника труднее удержать.

PC Week: Сейчас все компании стараются приспособиться к нынешним нелегким условиям. Какие шаги предпринимает ваш учебный центр в этом направлении?

В. О.: Сейчас мы делаем основной фокус на развитие дистанционного обучения. Ведь поездка в Москву из региона может стоить больше, чем сам курс. Уже более 2,5 лет мы занимаемся дистанционным обучением с использованием Web-конференций. Курс читает преподаватель, а слушатели находятся в офисе или дома. Это — синхронный режим. Преподаватель демонстрирует слайды, работу приложений, а учащиеся могут задавать вопросы и выполнять лабораторные работы на удаленном оборудовании. Мы называем наш подход RAIL — Remotely Assisted Instructional Learning, т. е. дистанционное обучение под руководством преподавателя. По эффективности такой метод очень близок к традиционному обучению в классе, но стоит дешевле. Заказчику достаточно иметь компьютер с доступом в Интернет, причем достаточно и модемного соединения. Мотивация в этом случае тоже высокая, потому что есть элемент “обязаловки”, курс проходит с отрывом от работы в фиксированное время, и люди учатся более охотно. Во время занятий участники имеют те же самые учебники, которые они получили бы в классе и которые мы заранее рассылаем курьерской службой.

Мы сосредоточились на этом направлении еще задолго до кризиса, видя в таком формате большие перспективы И оказались правы, потому что сейчас многие компании сократили или даже обнулили бюджеты на командировки, хотя деньги на само обучение у них есть. Отзывы участников очень хорошие — более 90% участников довольны таким режимом, они не предпочли бы ему очный тренинг в учебном центре.

PC Week: Как меняется спрос на дистанционное обучение? Какую долю такие курсы составляют в вашем портфеле?

В. О.: За два с лишним года более 1200 человек прошли подготовку в этом режиме. Интересно, что “HP Россия” занимает второе место после отделения в США с точки зрения применения метода RAIL. У американцев уже более половины курсов читается дистанционно, а у нас пока только около четверти, но доля дистанционных курсов в обороте растет.

PC Week: Какие другие подходы к обучению вы применяете?

В. О.: Используем и смешанные формы, когда часть работы слушатель проделывает самостоятельно, а часть — под руководством преподавателя. Например, при подготовке к сертификации может потребоваться пройти несколько курсов, один или несколько из которых являются дистанционными (Web-based training), обеспечивающих необходимую предварительную подготовку, а другие — с посещением курсов в учебном центре.

PC Week: Что сейчас происходит на рынке труда в отрасли ИТ? Какие специалисты в избытке, а каких не хватает? Как, по вашему мнению, будет развиваться ситуация в дальнейшем?

В. О.: В 2007-м ассоциация АПКИТ провела исследование рынка ИТ-образования в нашей стране. Картина получилась удручающая: дефицит ИТ-специалистов достигал 188 тыс. человек. И он никуда не делся, несмотря на кризис. Вузы еще долго не смогут справиться с этой ситуацией. К тому же остро стоит вопрос — а кого готовят вузы? Работодателю обычно приходится доучивать выпускников. Причина — в отсутствии согласованности между профессиональными требованиями и образовательными стандартами.

Для решения этой проблемы в феврале этого года был создан “Мультивендорный и академический консорциум”, в который вошли представители вузов и ИТ-сообщества. Его задача — сблизить сферу образования с запросами работодателей за счет более широкого внедрения в процесс обучения технологий вендоров, чтобы студенты имели возможность еще в университете поработать с тем, что встречается в реальной жизни, — с базами данных, сетевым оборудованием, серверами. А сейчас получается так, что вуз готовит на тех технологиях, которые имеет. В основном это ПК и ПО Microsoft. В результате студенты могут не иметь представления о Unix и других корпоративных технологиях, а на рынке труда не хватает инженеров по обслуживанию систем хранения, сетей и серверов.

PC Week: Как можно оценить эффективность специального образования с точки зрения корпоративных и индивидуальных слушателей?

В. О.: Есть количественные оценки. Например, компания IDC в прошлом году исследовала зависимость успеха ИТ-проекта от подготовки и квалификации персонала. Если из бюджета проекта 7—10% тратится на подготовку участвующих в нём сотрудников, то успех проекта достигает 80%, что вдвое выше, чем тогда, когда расходы на обучение составляют менее 4%. В другом исследовании IDC говорится, что на этапе эксплуатации систем тоже очень важен квалифицированный ИТ-персонал, и 60% факторов, влияющих на успешную работу информационных систем, определяются знаниями и умениями людей, обеспечивающих их функционирование. А если корпоративная система не работает, потери бизнеса могут быть колоссальными. Так что квалификация сотрудников — это прямая выгода для бизнеса.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)