По оценкам международного рекрутингового агентства Kelly Services, для отрасли информационных технологий 2010 г. сложился явно лучше предыдущего. Рынок окончательно стабилизировался. Более того — обозначилась тенденция его плавного роста. Многие компании сумели достичь хороших бизнес-результатов, что было связано с такими мерами, как повышение эффективности работы сотрудников и жесткий контроль расходов.

С точки зрения рынка труда, в 2010 г. компании вели более активную политику найма персонала в сравнении с 2009-м. Но процесс был очень взвешенным: нанимали лучших, а ключевых сотрудников удерживали. В связи с этим в 2010 г. рекрутеры опять массово столкнулись с таким явлением, как контрпредложение от текущего работодателя. Несмотря на то, что многие компании говорят о снижении текучки персонала, в третьем квартале года заметно увеличилась активность сотрудников в рассмотрении новых предложений.

По мнению специалистов Kelly Services, это связано с тем, что в период рыночной нестабильности многие кандидаты откладывали момент перехода, так как количество предложений, с одной стороны, было минимально, а, с другой, нестабильность рыночной ситуации в целом делала смену работодателя процессом крайне рискованным. Кроме того, кандидаты жалуются на отмену программ обучения/повышения квалификации во многих компаниях, что заметно снизило мотивацию сотрудников.

В Kelly Services отмечают, что уровень заработных плат пришел в равновесие, в большинстве случаев кандидатам предлагают те деньги, которых они реально стоят как специалисты на рынке труда. При этом у специалистов в области продаж бонусная составляющая медленно растет по отношению к уровню 2009 г.

В 2010 г. популярностью у работодателей пользовались технические специалисты — инженеры, специалисты технической поддержки, разработчики ПО, специалисты по внедрению и поддержке информационных систем, системные аналитики, архитекторы, специалисты по поддержке приложений.

У вендоров одно из самых востребованных направлений — корпоративные продажи на вертикальных рынках. Поэтому у данной категории работодателей востребованы специалисты по продажам, которые хорошо ориентируются в особенностях того или иного сектора (производство, энергетика, транспорт, финансы и т. п.) и имеют наработанную базу клиентов.

В начале года испытывали сложность банковские аналитики, но многие вовремя переориентировались на другие сферы. Также сложно было найти работу руководителям ИТ-отделов, так как количество резюме в разы превышало наличие вакансий.

Из отдельных тенденций 2010 г. можно отметить увеличение требований к соискателям: сроки работы в компаниях, общий стаж, владение языком, наличие сертификатов, профессиональной мотивации, возможности выполнять смежные задачи, готовность к ненормированному рабочему дню. Как правило, на позиции специалистов выбор делается не из одного-трех, как в докризисное время, а рассматривается от 5 до 20 кандидатов. Увеличился диапазон относительно возраста соискателей в сторону более зрелых сотрудников. Со стороны кандидатов стало меньше амбиций (не каждый хочет через год быть ИТ-директором), многие занялись саморазвитием, время стагнации рынка употребили на приобретение новых навыков (дополнительное образование, второе высшее, сертификация, изучение языка).

На 2011 г. прогнозируется постепенное и взвешенное движение в сторону увеличения штата компаний. Компенсационный пакет работодатели планируют или на уровне 2010 г., или с небольшим увеличением по отношению к 2010 г., хотя у многих кандидатов уже сложилось мнение, что кризис закончился, и они намерены менять место работы с целью занять более высокооплачиваемую позицию.

Версия для печати