Введение

На протяжении последних 7—8 лет на страницах PC Week/RE ведётся интересная и оживлённая дискуссия по вопросам вузовского образования в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Во многих предыдущих публикациях совершенно справедливо отмечались недостатки ИКТ-образования. К сожалению, большинство из них не преодолены и по сей день. Остановимся на статьях, в которых рассматриваются причины этих недостатков. Основными публикациями на эту тему, на наш взгляд, являются следующие. В статье А. Шалыто “А ларчик просто открывался” можно выделить два главных тезиса. Первый — основная причина неудовлетворительного положения в ИКТ-образовании заключается в “нищенской зарплате преподавателей”. С этим нельзя не согласиться, хотя положение с зарплатами преподавателей высшей школы за истекший период несколько улучшилось, но и на сегодняшний день является неудовлетворительным. Второй тезис состоит в том, и это тоже совершенно справедливо, что “в вузах практически не осталось действующих ученых в данной области “. В последующих публикациях автора эти основные тезисы нашли дальнейшее развитие.

В статье А. Колесова “Академическая подготовка ИТ-специалистов. Есть проблемы?” отмечается, что “…нужно строить дополнительный мост между производством и образованием” и далее: “«берег» ИТ-отрасли имеет тенденции отодвигаться с развитием самих технологий”. Это до сих пор справедливо и актуально. Но всё-таки, как найти заветный ключик, чтобы так просто открыть тот самый ларчик и дать вузовским ИКТ-преподавателям достойную зарплату, и как построить тот самый волшебный “мост” между ИКТ-образованием и ИКТ-индустрией? Попытаемся с этим разобраться с помощью механизма системного анализа.

Обоснование инновационного подхода к развитию высшего профессионального образования по ИКТ

Стало очевидным, что, несмотря на предпринимаемые усилия по созданию эффективной высшей школы подготовки ИКТ-специалистов, они не дают должного результата. Дело всё в том, что уникальные особенности ИКТ-индустрии и важнейшая особенность — чрезвычайно высокие темпы ее развития – не находят адекватного отклика в учебном процессе по ИКТ и во всех компонентах его обеспечения: кадровом, учебно-методическом, материально-техническом, информационном и др., а также в научно-исследовательской деятельности кафедр. Важно подчеркнуть, что это противоречие имеет системный характер. Чтобы разрешить его, необходимо создать тесную взаимосвязь между ИКТ-индустрией, мировыми лидерами-разработчиками ИКТ и нашей высшей школой по ИКТ. В условиях рыночной экономики это может происходить только естественным путём, на взаимовыгодных условиях. Но какие могут быть взаимовыгодные условия сотрудничества между нашими маломощными вузовскими кафедрами ИКТ и фирмами ИКТ-индустрии? Ведь насильно мил не будешь! Образуется так называемый замкнутый круг. Где же выход?

Ключевым и системным фактором неудач российской высшей школы в этом направлении, на наш взгляд, является несоответствие традиционных форм и содержания подготовки ИКТ-специалистов в наших вузах требованиям современной ИКТ-индустрии, её чрезвычайно высоким темпам развития. Для разрешения сложившейся ситуации предлагается инновационный системный подход, заключающийся как в изменении устаревшей вузовской организационно-управленческой структуры, среды подготовки и обучения студентов по специальностям ИКТ, так и в изменении самого учебного процесса и его ресурсного обеспечения.

Создание новой организационно-управленческой структуры и среды высшего профессионального образования по ИКТ

Кардинальное, системное несоответствие традиционных форм и содержания подготовки ИКТ-кадров в нашей высшей школе требованиям современной ИКТ-индустрии может быть устранено только радикальными способами и средствами. Один из таких способов – вывод подготовки и обучения студентов старших курсов в региональных вузах по специальностям и направлениям ИКТ, вместе с контингентом учащихся, вместе с соответствующим преподавательским корпусом, с ресурсным обеспечением (образовательным, материально-техническим и финансовым), за рамки традиционной вузовской среды и помещение их в другую среду новой региональной интегрированной образовательной структуры.

Новая интегрированная региональная образовательная структура, назовём её — “Региональная ресурсная академия ИКТ”, или сокращённо РРА ИКТ, должна быть наделена правами и обязанностями проводить в регионе подготовку и обучение студентов старших курсов по специальностям и направлениям высшего профессионального образования по ИКТ и выпускать их с дипломами бакалавров, специалистов и магистров. РРА ИКТ должна сохранить, объединить и определённым образом реформировать ресурсы каждого вуза региона, обучающего студентов по программам ИКТ.

Цель такого радикального преобразования следующая. Создать в каждом регионе и вывести на рынок ИКТ мощный материально-технический и интеллектуальный кадровый ресурс, состоящий, с одной стороны, из высокопрофессионального профессорско-преподавательского корпуса и, с другой стороны, из молодых и энергичных кадров, только начинающих свою профессиональную деятельность в сфере ИКТ, — студентов старших курсов и выпускников РРА ИКТ. Такой объединённый кадровый ресурс, в отличие от небольших, маломощных кафедр ИКТ отдельных вузов, будет обладать огромным творческим и интеллектуальным потенциалом, способным обеспечить выполнение научно-исследовательских разработок и научно-практических работ, решение сложнейших задач по созданию новых программных и аппаратных средств ИКТ совместно с отечественными и зарубежными организациями и фирмами ИКТ. Вновь создаваемая научно-образовательная структура станет новым, сильным и интересным игроком для фирм ИКТ-индустрии.

Таким образом, для региональных вузов предлагается совершенно новая двухзвенная система подготовки и обучения студентов по специальностям и направлениям высшего профессионального образования по ИКТ. Первое звено системы — это традиционное вузовское обучение студентов младших курсов. Вузы региона, имеющие лицензию и гос ккредитацию и осуществляющие набор и обучение студентов по направлениям и специальностям ИКТ, организуют и проводят учебный процесс для этих студентов лишь на младших курсах согласно учебным планам для направлений и специальностей ИКТ по следующим блокам дисциплин: гуманитарным, социально-экономическим, общематематическим и, естественно, научным и частично общепрофессиональным дисциплинам.

Второе звено системы, реализующее подготовку и обучение студентов региона по ИКТ на старших курсах, выведено за рамки традиционной образовательной среды отдельного вуза региона и помещено в совершенно новую интегрированную образовательную среду и структуру — РРА ИКТ, объединяющую определенным образом как контингент студентов старших курсов и преподавательский состав, так и ресурсное обеспечение учебного процесса. Эта новая интегрированная образовательная среда и структура создает новые условия подготовки и обучения студентов региона по ИКТ на старших курсах, адекватные уникальным особенностям и требованиям современной ИКТ-индустрии.

Вновь образованную двухзвенную структуру целесообразно оформить в виде своеобразного образовательного холдинга. Назовём его — “Образовательный холдинг ИКТ”. Такой холдинг представляет собой совокупность региональных вузов и РРА ИКТ, определенным образом связанных между собой единым процессом подготовки и обучения студентов по ИКТ, где РРА ИКТ является головной организацией данного процесса. Отношения между вузами, входящими в холдинг, и РРА ИКТ регулируются договорными обязательствами.

Но как сочетать эту привлекательную, вновь создаваемую интегрированную образовательную структуру с существующими региональными вузами? Это выполняется следующим образом. Учебный процесс для студентов старших курсов, как правило, должен проходить на территориях и площадях тех же вузов региона, но с использованием обновлённого и модернизированного ресурсного обеспечения: учебно-методического, кадрового, материально-технического, финансового, информационного и др. При этом часть вузов, у которых имеется хорошее материально- техническое оснащение учебного процесса по ИКТ, будут использоваться как базовые, а вуза со слабой материально-технической оснащенностью не будут использоваться для подготовки и обучения студентов старших курсов. Таким образом, по согласованию с вузами региона произойдет определённое перераспределение как контингента студентов старших курсов и преподавателей, так и ресурсного обеспечения.

Создание межвузовских кафедр ИКТ

Новая интегрированная образовательная среда и структура для подготовки и обучения студентов региона по ИКТ на старших курсах создаётся следующим образом.

Маломощные, небольшие кафедры по ИКТ, дублирующие деятельность друг друга, выводятся из состава отдельных региональных вузов. Вместе со своими кадровыми, учебно-методическими, материально-техническими, финансовыми и другими образовательными ресурсами эти кафедры определенным образом интегрируются в новую образовательную структуру — РРА ИКТ. В РРА ИКТ образуются качественно иные — межвузовские выпускающие кафедры по специальностям ИКТ и межвузовские кафедры специальных и общепрофессиональных дисциплин по ИКТ.

Межвузовские кафедры по согласованию с данными вузами и с соответствующим государственным органом управления образованием располагаются на территориях и площадях вузов, имеющих наилучшее ресурсное обеспечение учебного процесса по ИКТ. Там же располагается и управляющее подразделение РРА ИКТ, которое в частном случае может быть интегрировано с головным вузом региона по ИКТ.

Что даст создание региональных “Образовательных холдингов ИКТ” вузам

Объединяя образовательные, материально-технические, финансовые, информационные и другие ресурсы региональных ИКТ-вузов и передавая их в ведение управляющей организации образовательного холдинга — РРА ИКТ, мы одновременно оптимизируем деятельность вузов за счет передачи непрофильных функций профессиональному партнеру, фактически реализуя так называемый аутосорсинг. Это дает возможность региональным вузам успешно решать следующие задачи:

  • не расширяя имеющуюся инфраструктуру, обеспечить набор студентов по специальностям и направлениям ИКТ и сосредоточиться на их базовой подготовке на младших курсах, тем самым минимизировать финансовые и материально-технические затраты на подготовку ИКТ-специалистов;
  • создать и постоянно развивать на современной унифицированной программно-аппаратной базе для вузов региона единое информационно-образовательное пространство;
  • внедрить на современной унифицированной программно-аппаратной базе унифицированную для вузов региона систему дистанционного обучения и постоянно её совершенствовать;
  • внедрить и постоянно совершенствовать для вузов региона вместо так называемой лоскутной автоматизации унифицированную автоматизированную систему управления, которая позволит связать в единую электронную систему все основные виды деятельности вуза: учебный процесс, научные исследования и административно-хозяйственное управление;
  • внедрить в вузах региона на унифицированной программно-аппаратной базе электронные библиотеки и постоянно их совершенствовать;
  • избавить вузы региона от проблем с подбором и комплектованием персонала ИКТ-служб. Создать в вузах региона квалифицированные, мобильные ИКТ-службы для эксплуатации, поддержки и обновления ИКТ-средств вузов, которые управляются и комплектуются из специализированного подразделения РРА ИКТ;
  • организовать постоянное повышение квалификации в области современных ИКТ преподавателей непрофильных кафедр вузов региона и оказывать им помощь в сертификации знаний в области ИКТ.

Что даст создание региональных “Образовательных холдингов ИКТ” преподавателям ИКТ

РРА ИКТ как управляющая компания “Образовательного холдинга ИКТ” для кадрового обеспечения учебного процесса по ИКТ проводит следующие мероприятия:

  • объединяет распыленные по отдельным вузам региона преподавательские кадры в единый, мощный, профессиональный кадровый ресурс;
  • проводит конкурсный отбор наиболее профессиональных преподавательских кадров с использованием как традиционных методов аттестации, так и международных средств сертификации в области ИКТ;
  • создает профессорско-преподавательский корпус нового поколения, сочетающий высокое педагогическое мастерство со знаниями новейших программных продуктов, подтверждёнными международными сертификатами в области ИКТ.

Такие преобразования создают для преподавателей совершенно новые условия для преподавания и творческой деятельности. В итоге преподаватели ИКТ получают возможность:

  • сосредоточиться на преподавании только одной дисциплины и благодаря этому иметь больше времени для более глубокого изучения специальной литературы и интернет-источников по этой дисциплине;
  • наладить тесные связи и сотрудничество с российскими и зарубежными организациями и фирмами и решить главную задачу — получить возможность адекватно реагировать в учебном процессе и его обеспечении на чрезвычайно быструю смену аппаратно-программных средств ИКТ и отслеживать тенденции развития мировой ИКТ-индустрии;
  • участвовать в научно-исследовательской работе с организациями и фирмами ИКТ-индустрии, тем самым повышать свою квалификацию, поднимать уровень оплаты труда и уровень мотивации своей деятельности;
  • доступа к учебно-методическим материалам ведущих зарубежных организаций и фирм ИКТ индустрии для использования их в учебном процессе студентов;
  • проходить стажировки в ведущих зарубежных организациях и фирмах ИКТ индустрии;
  • систематически повышать свою квалификацию на авторизованных курсах вендоров и подтверждать её уровень международными сертификатами в области ИКТ;
  • иметь достойную заработную плату и занять престижное место в профессорско-преподавательском корпусе нового поколения, сочетающего высокое педагогическое мастерство со знаниями новейших программно-аппаратных средств, подтверждёнными международными сертификатами в области ИКТ.

Что даст создание региональных “Образовательных холдингов ИКТ” студентам ИКТ

  • Учебный процесс в РРА ИКТ должен быть построен таким образом, что студенты смогут осваивать передовые информационные технологии не только с традиционных концептуально-методологических позиций, но и на базе новейших концептуально-методологических подходов и программных продуктов мировых лидеров.
  • Итоговый контроль знаний наряду с традиционными экзаменами должен содержать сертификационное ИТ-тестирование, что даст студентам возможность подтверждать свои знания получением престижных ИКТ-сертификатов крупнейших мировых производителей.
  • Студенты получат возможность
    •  осваивать учебные материалы на новейших программно-компьютерных комплексах с помощью современных мультимедийных методов и средств обучения;
    • проходить обучение под руководством профессорско-преподавательского корпуса нового поколения, сочетающего высокое педагогическое мастерство со знанием новейших программных продуктов;
    • совместно с преподавателями участвовать в научно-исследовательской работе с организациями и фирмами ИКТ-индустрии;
    • проходить производственную практику, курсовое и дипломное проектирование на базе ведущих отечественных и зарубежных организаций и фирм ИКТ-индустрии;
    • получить гарантированное трудоустройство после окончания обучения в организациях и фирмах ИКТ-индустрии.

Что даст создание региональных “Образовательных холдингов ИКТ” организациям и фирмам ИКТ-индустрии

Вновь создаваемая структура — РРА ИКТ– должна иметь мощный, высоко профессиональный, объединённый кадровый ресурс, обладать огромным творческим и интеллектуальным потенциалом, способным обеспечить выполнение научно-исследовательских разработок и научно-практических работ, решение сложнейших задач по созданию новых программных и аппаратных средств ИКТ. Эта структура в отличие от не больших, маломощных кафедр ИКТ отдельных вузов сможет успешно налаживать и поддерживать тесное сотрудничество с организациями и фирмами российской ИКТ-индустрии на основе двухсторонних, взаимовыгодных договоров, предусматривающих следующие обязательства.

Со стороны РРА ИКТ:

  • обеспечить организации и фирмы региональной ИКТ-индустрии молодыми кадрами — выпускниками РРА ИКТ (бакалаврами, специалистами, магистрами ИКТ);
  • обеспечить выполнение научно-исследовательских разработок и научно-практических работ по заказам организаций и фирм региональной ИКТ-индустрии.

Со стороны организаций и фирм российской ИКТ-индустрии:

  • обеспечить учебные, производственные практики студентов и выполнение дипломных работ студентов по актуальной тематике ИКТ;
  • обеспечить трудоустройство выпускников РРА ИКТ в организациях и фирмах ИКТ-индустрии;
  • обеспечить РРА ИКТ заказами на выполнение научно-исследовательских разработок и научно-практических работ в области ИКТ.

РРА ИКТ налаживает и поддерживает тесное сотрудничество с зарубежными организациями и фирмами ИКТ-индустрии на основе двухсторонних, взаимовыгодных договоров, предусматривающих следующие обязательства.

Со стороны РРА ИКТ:

  • обеспечить выполнение научно-исследовательских разработок и научно-практических работ по заказам организаций и фирм зарубежной ИКТ-индустрии;
  • способствовать продвижению и внедрению новейших средств программного и аппаратного обеспечения зарубежных организаций и фирм ИКТ-индустрии в образовательную среду и в учебный процесс РРА ИКТ.

Со стороны зарубежных организаций и фирм ИКТ-индустрии:

  • способствовать оснащению учебного процесса своими новейшими средствами программного и аппаратного обеспечения ИКТ, проведению стажировок преподавателей и студентов в своих организациях и фирмах и дать доступ преподавателям к своим учебно-методическим материалам в области ИКТ для использования их в учебном процессе студентов.

Заключение

Создаваемые РРА ИКТ и региональные “Образовательные холдинги ИКТ” представляют собой образовательные структуры и образовательные среды нового поколения в системе высшего профессионального образования, отвечающие запросам рыночной экономики по подготовке ИКТ-специалистов. Создаваемые “Образовательные холдинги ИКТ” позволят успешно справиться с вышеизложенными задачами, к решению которых так стремится ИКТ-сообщество и которые ранее были практически невыполнимы для каждого отдельного регионального вуза.

Автор статьи — руководитель отделения “IT-образование” Международной академии системных исследований (МАСИ), к.т.н., академик МАСИ.