Во время прошедшей в мае конференции “День карьеры ИТ-менеджера” был озвучен следующий факт: если в 2008 г. численность департамента ИТ “Лаборатории Касперского” составляла 63 человека, то в 2009 г. она достигла 124, а в 2010-м 170 человек. Представляет интерес, каким образом осуществляется формирование и развитие команды этого департамента. Вот что рассказал нашему обозревателю Владимиру Митину директор компании по ИТ Андрей Тихонов.

PC Week: Когда в ЛК был создан департамент ИТ?

Андрей Тихонов: Весной 2009 г. Прежде его функции выполняли сотрудники технического департамента “Лаборатории”. На данный момент департамент ИТ — это территориально распределенное подразделение, которое объединяет специалистов из России, США, Германии, Франции, Великобритании, Китая и Гонконга. Всего же в компании, с учетом региональных филиалов, работают свыше 2300 штатных сотрудников, а наша партнерская сеть охватывает более ста стран мира. Нет необходимости говорить, что эффективность деятельности “Лаборатории Касперского” в значительной степени зависит от состояния нашей ИТ-службы.

PC Week: Какие задачи стоят перед департаментом ИТ?

А. Т.: С развитием компании наши задачи меняются не только количественно, но и качественно. В общем виде их можно сформулировать так: внедрение системного подхода к управлению ИТ и создание международной команды, способной реализовать поставленные задачи с использованием модели ITSM. В качестве основы мы выбрали подход, описанный в ITIL.

PC Week: Какими навыками и компетенциями должны обладать менеджеры данного департамента?

А. Т.: Я бы разделил эти навыки и компетенции на две основные и одинаково важные для нас группы: профессиональные и личностные. В первую входят такие элементы, как понимание потребностей бизнеса компании (ИТ-менеджеры должны не ждать запросов со стороны бизнес-менеджмента, а предвидеть их), знание региональных рынков и умение использовать локальные стратегии на глобальном уровне, высокая экспертиза в современных технологиях, понимание принципов построения ИТ-процессов и управления ими, знание основ управления людьми. Что же касается личностных компетенций, то в первую очередь мы обращаем внимание на умение проявлять инициативу и отстаивать свое мнение (лидерство), ответственность за принятые решения, способность быстро усваивать новые знания, аналитический склад ума и готовность к нестандартным решениям. И одна из ключевых характеристик — мотивация сотрудника и его умение ставить перед собой и коллективом высокие цели. Этот момент даже зафиксирован в корпоративном своде ценностей.

PC Week: Как же вы находите людей, которые соответствуют данным требованиям?

А. Т.: К сожалению, специалистов, которые бы удовлетворяли всем этим требованиям на 100%, на рынке труда найти не так просто. Поэтому мы уделяем большое внимание различным программам обучения и развития сотрудников департамента ИТ: курсам, посвященным изучению лучших мировых практик, деловым играм и т. д. Курсы могут быть как корпоративные (проводящиеся только для наших сотрудников по специально подготовленным программам), так и внешние (организуемые учебными центрами).

Кроме того, в целях формирования кадрового резерва и привлечения в нашу компанию талантливой молодежи мы реализуем ряд образовательных проектов. Среди них можно отметить международную конференцию для студентов и аспирантов IT Security for the Next Generation (кстати, в июне состоится прием работ на конференцию этого года). Лучших студентов мы приглашаем на практику и стажировку в компанию. Мы также разрабатываем учебные курсы и методические материалы, проводим онлайновые и очные учебные семинары, организуем стажировки для учителей и преподавателей, проводим “Дни информационной безопасности” в рамках программы “Академия Касперского”.

Еще у нас существует “Программа поддержки инновационных проектов 2012”, сбор заявок на участие в которой начнется в сентябре нынешнего года. Эта программа будет действовать на всей территории РФ. Она рассчитана на студентов, аспирантов, преподавателей, а также сотрудников академий наук. Участники этой программы имеют уникальную возможность получить финансовую поддержку своей идеи — предполагается, что максимальная сумма гранта составит 150 тыс. руб. Данные инициативы позволяют восполнить недостаток практической составляющей в учебном процессе и обеспечить подготовку востребованных кадров для ИТ-индустрии.

PC Week: А что фактически делается для карьерного роста тех, кто уже работает в “Лаборатории”?

А. Т.: У нас существуют индивидуальные планы по развитию сотрудников . Среди прочего реализации этих планов способствуют курсы по базовой для нас платформе Microsoft (сотрудники осваивают стандартные офисные приложения , работу с SharePoint и т. д.), курсы для технических специалистов (ITIL, новые подходы к разработке, сбору требований, тестированию), менеджерские курсы личностного развития (в таких областях, как решение конфликтов, межкультурная коммуникация, управление временем, основы управления финансами), “Школа управления проектами” (управление ресурсами, рисками, бюджетом; обмен информацией среди участников проекта) и деловые игры (Apollo 13, Grab@Pizza, Challenge of Egypt), которые мы реализуем в сотрудничестве с компанией Cleverics.

Кроме того, в нашей компании существует система классификации по уровням профессиональной и управленческой компетенции (Grading), позволяющая сотрудникам видеть, как и куда они могут двигаться в своей менеджерской или технической карьере. Для каждого грейда перечислены соответствующие навыки и компетенции. Сейчас мы прорабатываем идею о введении системы аттестации, причем хочу отметить, что ее нужно рассматривать не как процедуру, предшествующую различным “репрессивным” мерам (“расплатам за ошибки”), а как способ выявления людей, которые могут занять более высокие позиции в иерархии компании.

И еще одна практика, которой мы очень гордимся, — это программа ротации персонала. Она заключается в том, что сотрудники одного регионального офиса (к примеру, российского) на две—три недели командируются в другой региональный офис (скажем, американский). Опыт показывает, что такого рода обмен очень эффективен. Порой за несколько дней удается устранить проблемы, которые не получалось решить годами. Одним словом, результат определенно стоит потраченных денег.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)